Стиль ампир в искусстве и одежде ассоциируется с именем Наполеона Бонапарта. В период его правления этот стиль появился, а вместе с его поражением ушёл из моды в европейском искусстве.

Жак Луи ДавидНаполеон, император, сидел в своём кабинете в Тюильри. Стиль ампир означает имперский. Наполеон полагал, что способен возродить Римскую Империю, покорив и сблизив всю Европу. стиль Римской ИмперииПроявляется в искусстве Франции первой половины XIX века. Колонны коринфского ордера, симметрия, мраморные скульптуры, среди которых античные божества, — все это характерно для стиля ампир. В Париже появляется даже триумфальная арка. Как римские императоры, возводившие триумфальные арки в память о своих победах, Наполеон приказывает построить триумфальную арку в честь побед своей «Великой армии».

Фирмин МассоИмператрица ЖозефинаСтиль ампир в начале XIX века преобладал во Франции. Вместе с этим формировался ещё один стиль — романтизм, характерный для искусства Англии и Германии.

Императрица Жозефина – супруга Наполеона,считалась законодательницей мод в стиле ампирКроме Франции, к началу XIX века стиль ампир получил распространение и в Российской Империи. Это неудивительно, ведь Россия тоже претендовала на звание наследницы Римской империи. Есть фраза – «Москва третий Рим». Вторым Римом традиционно считался Константинополь – столица Византии. Именно из Византии Киевская Русь когда-то приняла христианство.

В.Л. БоровиковскийПортрет Лопухиной
Стиль ампир в одежде
Аналогично обстоит дело и в мире моды. В начале XIX века стиль ампир пользовался особой популярностью во Франции и в Российской империи. Костюм эпохи ампир, подобно искусству, черпал вдохновение в римских традициях. В отличии от костюма предшествовавшей эпохи — классицизма, который больше всего копировал одежду Древней Греции.

Жан Огюст Доминик ЭнгрПортрет мадемуазель Каролин Ривьер, 1805 годРимское влияние на костюм ампир особенно заметно в женском платье: рубашечный покрой, собранный в складки, напоминал римские туники, популярные и в древнегреческом, и в древнеримском костюмах. Завышенная линия талии, как у римских стол, которые носили лишь замужние женщины в Риме, также привнесена из Древнего Рима.

Жан Огюст Доминик ЭнгрПортрет госпожи Ривьер, ранее носившей имя Мари Франсуаза Бибен Бло де Борегар, созданный в 1806 году.
Платье в стиле ампир
Платье в стиле ампир — длинное белое изделие с короткими, напоминающими шар, рукавами. рукава-фонарикиМодель платья с акцентом на плечах и заметно маркированной линией талии, которую иногда подчеркивает пояс. До 1809 года платья в стиле ампир не сочетались с корсетами. Корсет вышел из моды после Великой французской революции конца XVIII века как пережиток аристократических веяний. В 1809 году корсеты вернулись в моду.

Жан Огюст Доминик ЭнгрПортрет г-жи Леблан, 1823 годПлатье в стиле ампир из легкой ткани, преимущественно шелковой, по последним моде того времени часто надевали мокрой, чтобы оно облегало фигуру и делало ее похожей на белые мраморные колонны древних храмов. В холодном климате подобная мода привела к появлению жертв моды. В зимнем Петербурге девушки болели воспалением легких, от которого тогда можно было погибнуть.

Жан Огюст Доминик ЭнгрПортрет г-жи Девосэ, 1807 годВ 1810-х годах платья в стиле ампир стали приспосабливаться к европейскому климату. Платья начали шить из более плотных и дорогих тканей, например, парчи или. бархатаПлатья больше не всегда белые, но всё ещё преимущественно одноцветные.

В.Л. БоровиковскийПортрет княгини Долгорукой, 1811 годПлатья также украшают вышивками. Существуют варианты платьев с длинными рукавами. В 1810-х годах платья в стиле ампир теряют шлейфы, а их юбка приобретает колоколообразную неширокую форму.

Жан Огюст Доминик ЭнгрПортрет г-жи Маркотт де Сан-Мари, 1826 годЖенщины поверх платьев носили короткие жакеты – спенсеры или кашмирские шали.
В эпоху возрождения большого значения придавали драпировкам, так что вместо фразы «хорошо одета» о женщине могли сказать, что она «хорошо задрапирована». Модными стали также русские шубки.

Жан Огюст Доминик ЭнгрПортрет г-жи Турнон, 1812 годПлатья в стиле ампир часто дополняют длинными перчатками, а на шее — нитью жемчуга или мелкими бусинами. С начала XIX века главным качеством мужского костюма становится удобство. Рюши, пышные брюки, напоминающие юбку, напудренные парики уходят в прошлое. В XIX веке моду диктуют не аристократы, а представители буржуазии — деловые люди, ведущие активный образ жизни.

Жан Огюст Доминик ЭнгрПортрет Филибера Ривьера, 1808 годВ начале XIX века вместо чулок и коротких кюлот стали носить длинные брюки-панты, которые доходили до щиколоток. Чаще всего их надевали с подтяжками.

Жан Огюст Доминик ЭнгрМесье де Норвен, 1811-1812 годыМужчины начала XIX века носили белую рубашку с накрахмаленным стоячим воротником, пестрый жилет и двубортный сюртук длиною до бедер с высоким воротником. Позже сюртуку на смену пришёл фрак, который в XIX веке являлся одеждой повседневной и мог быть разных цветов. Фраки обычно сочетались со светлыми брюками и жилетами, отличавшимися по цвету от фрака. Мужчины XIX века носили на шее предшественника галстука – шейные платки. Платки могли быть заложены под жилет или завязаны различными способами, например, узлом или бантом.

Жан Огюст Доминик ЭнгрПортрет Эдме Боше, 1811 годВ начале XIX века многие мужчины носили военную форму из-за времени Наполеона и его войн в Европе. Сам Наполеон отдавал предпочтение военной форме, которую использовали для изображения его на парадных портретах.

Поль Деларош Портрет Наполеона БонапартаСтиль ампир оказал заметное влияние на современную одежду. В начале XIX века сформировался прообраз мужского костюма: пиджак, белая рубашка, брюки, галстук. Платья стиля ампир – легкие платья рубашечного покроя с завышенной линией талии – актуальны и сегодня, особенно в свадебной моде.


Кадры из фильма «Война и мир» 1967 годаНеудивительно, что такие наряды нравятся многим. Платья в стиле ампир могут скрывать некоторые недостатки фигуры: например, зрительно удлинить силуэт или скрыть излишний вес.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.