
В перерыве между отборами позвонила Алена. С однокурсниками она ходит на кастинги в московские театры, пробуется на роль в репертуаре. На исходе четыре года, которые она, девочка из Мурманска, провела в Школе-студии МХАТ (курс Евгения Писарева). Впереди — выпуск и «понимание, что ты вообще ничего не понимаешь».
При поступлении я полагала, что попадаю куда-то вроде «Хогвартса», — вспоминает Алена, — а сейчас, заканчивая институт, вижу вокруг огромный океан. И в какую сторону плыть — никто, в том числе и я сама, не знает.
Не страшно от этого?
Не бойся вовсе. Душа в действительности ни от чего не страшится, боится голова. Внутри ты вообще не осознаешь, зачем переживать. Расслабься, получай удовольствие, сама всё выведет, просто действуй и наслаждайся.
Что побудило выбрать именно актерскую профессию? Это тоже было внутренним желанием?
Самое интересное, что даже не помню. Кажется, как только начала говорить, всем сказала, что буду актрисой. Не было никакого волшебного озарения типа: увидела Мерил Стрип в кино и решила быть такой же. Просто понимала, что поеду поступать в Москву и куда-нибудь да поступлю. Не уверенность, а скорее знание, что все будет хорошо.
Сложно было попасть в театральный?
При поступлении считала этот этап одновременно самым трудным и самым интересным — настолько была сосредоточена, что все остальное не имело значения. Из маленького города, где всё говорили, что бюджетной формы в этом вузе не получить, а там все свои… И вдруг поступаешь. Дедушки с бабушками повторяли: «Где родился, там и пригодился», «мы же из Мурманска, звезд с неба не хватаем»… Бабушка до сих пор считает мою профессию ужасной. Но после фильма «Пророк» переменила своё мнение. Сказала: «Вот это ты даешь! Не ожидала».
В процессе обучения тебе удалось принять участие в многочисленных проектах. Было легко получить разрешение на съёмки? В театральных учебных заведениях обычно к этому относятся неодобрительно.
С первого курса меня утвердили в проект, но руководитель Евгений Александрович Писарев не отпустил. Проект ему понравился, он даже писал о нем в социальных сетях. Было обидно, но я подумала: значит, в следующий раз отпустит. В конце второго курса так и случилось. Евгений Александрович сказал: «У тебя свой путь, ты знаешь, куда идешь». На курсе мало кто был занят в кино, может быть, человек три.

Что ты думаешь по этому поводу? Может быть, кто-то старался сильнее?
Некоторые отправились в отпуск, другие остались. Некоторые успели на поезд, другие нет. (Смеется) Вот и талант? Черт его знает. Внешность? Как ее оценить? Кто-то считает меня бездарной, а кто-то говорит: «О, какая интересная девочка». Как будто бы этот путь никак не относится к тебе. Ты словно должен делать все возможное, а дальше само собой пойдет. Сказать, что я талантливее или усерднее работала, наверное, неверно. Я хотела, старалась — это точно.
Помогает ли тебе такое видение профессии справляться с кастингами? Что делаешь, когда стремишься сделать всё наилучшим образом, но всё равно слышишь отказы?
Вначале отказ воспринимается тяжело, но со временем понимаешь, что это обычная часть работы: где-то ты подходишь, а где-то другой человек оказывается более подходящим. Ни разу не рассматривала проекты с мыслью: «Я бы здесь была лучше». Даже не понимаю идеи конкуренции. Ведь должен сложиться идеальный баланс из материала, режиссуры и актерского состава, что сделает проект неповторимым. Могу попробовать сыграть как Ира Старшенбаум, но я — не она. Это будет не лучше и не хуже, просто по-другому. Отказы теперь не пугают, завтра будут другие пробы. Хуже, наверное, безработица и отсутствие проектов.
В сериале «Фишер» вы совместно с Ириной Старшенбаум играете в триллере о расследовании загадочных убийств девушек, который доступен в онлайн-кинотеатре Wink с 29 мая. Можете ли вы рассказать немного о своей героине?
Я играю младшую сестру Иркиной, что очень круто, потому что мы дружим, вместе играем в театре, и она для меня как наставник и старшая сестра. Моя героиня Саша — девочка, которой очень не хватает родителей, семьи, любви. Временами она инфантильна, капризная. Какие ещё способы привлечь к себе внимание и проявить любовь ей известны, если её не слышат? А ещё Саша беременна. Мне было довольно сложно представить это состояние.
Как ты подготовилась к этому фрагменту своей роли?
Изучив информацию о молодых матерях и пообщавшись с знакомыми о ощущениях во время беременности, прихожу к выводу, что главное – осознание того, что ты больше не ребенок, а взрослая. Девять месяцев перерождения в другого человека – удивительный процесс. Видя тех, кто прошел этот путь, сразу понимаешь: это мать, это женщина.

На съемочной площадке Ирина Старшенбаум давала советы.
Известные артисты не комментируют коллег, общаются на равных, не пользуясь авторитетом. Про Юру Борисова тоже можно сказать то же самое. Вместе вы просто находитесь на площадке, а это уже ценно.
Ирина дала мне во время съемок и разговоров что-то? Конечно! Я восхищаюсь ее женственностью и мудростью. Это взаимодействие, как в любых отношениях.
Зимние съемки сериала «Фишер» в Абхазии способствовали созданию мрачной атмосферы.
В Абхазии всё было ужасно. На площадке уже и так царила тяжелая атмосфера, а одна съемочная смена у меня была в морге. Когда я только приехала на съемки, не было света и отопления, шел мокрый снег. Помню, мы с Ирой сидели в каком-то ресторанчике на берегу и чувствовали себя как в 90-х: вокруг мужчины во всем черном, в кожаных куртках, все курят прямо в помещении, у одного сзади был пистолет. Зато действительно словно проваливаешься во время действия сериала – всё очень натуралистично.
Почему зрители так любят жанры «тру-крайм» и триллеры, хотя они достаточно тяжёлые для восприятия?
Мне нравятся детективы с неожиданными поворотами в финале, которые заставляют меня размышлять и гадать до самого конца, а потом удивляют своей непредсказуемостью. Фильмы «Остров проклятых», «Семь», «Сияние» оставляют ощущение обмана, которое долгое время остается с тобой. Именно это чувство нравится людям в искусстве.
В детективе наблюдать за человеком в экстремальных условиях, принимающим постоянные решения, легче самому себе соотнестись с таким героем. В этот момент смотришь историю не про преступника, а про главных героев, которые сражаются со злом и проходят трудную дорогу. Это даёт ощущение, что всё не так плохо, есть силы бороться. Герои детективов — как современные супергерои, но в реальной жизни.
В этом году у тебя были три больших проекта, премьеры. повлияли ли эти события на твою жизнь, стали ли приглашать на кастинги чаще?
Да, меня стали узнавать на улицах, что удивительно. Пробы? Сейчас позвали на большой проект, и это точно из-за «Пророка». Раньше туда попасть было невозможно. Главное в известности — это возможность такого продвижения по карьерной лестнице. Работает так: знакомишься с людьми, тебя узнают, оправдываешь ожидания и дальше поднимаешься. А чтобы проснуться и сразу другая жизнь — нет, такого не бывает.

Ты говорила, что Ирина Старшенбаум в чем-то выступает для тебя наставником. Есть ещё кто-то, которого ты могла бы так назвать?
Друзья оказывают большую помощь. Например, режиссер фильма «Пророк» Феликс Умаров — мой хороший друг и товарищ, как и оператор этого же фильма Миша Хасая. Я дружу с Гришей Калининым, с Димой Ендальцевым. Знакомишься с людьми, собираешь свой круг. С кем-то не общаешься каждый день, но при встречах так тепло друг с другом, что можно обсудить всё. Таких людей много, и я очень за это благодарна.
Где бы я ни работала, встречаются потрясающие люди. Как Юра Борисов. На следующий день после премьеры «Пророка» я проснулась и не могла перестать плакать, не справилась с эмоциями. Позвонила Юре и сказала: «И что теперь? Как я дальше? Я боюсь стать плохим человеком». А он ответил: «Да, можешь стать плохим человеком, а можешь и не стать. Все будет нормально. Живи как хочешь и принимай все, что происходит». Меня это отрезвило: чего я парюсь? Могу ли я как-то измениться? могу. А могу и обратно вернуться. Если сделаю ошибку, это не конец пути. Мне везет с людьми: ко мне многие по-теплому относятся, и я отвечаю взаимностью.
Что планируешь делать летом? Будет ли время на что-нибудь помимо работы?
Важно хотя бы закончить университет, а там посмотрим. Времени нет, и мне даже хорошо от этого. Для нового проекта нужна физическая подготовка — хожу в спортзал. Отлично, что появилась возможность заняться спортом, давно хотела этим заниматься. В моей профессии много вариантов хобби, которые можно приобрести по разным причинам. Есть зарубежные пробы — учу английский язык. Учусь играть на фортепиано. Хочу ли я сейчас найти другое занятие, отвлечься от работы и сесть вышивать? Наверное нет. Но было бы интересно научиться скакать на лошадях. Родители предложили заняться дайвингом: буду получать сертификат. Все это делаю с мыслью, что когда-нибудь придет проект, где смогу применить эти навыки.
Во время учёбы немного забыла о необходимости жить. Постоянно училась, готовилась к спектаклям, ездила на съёмки. Потом появилось свободное время, вышел в мир — и стало страшно: не понимала, что делать, казалось, будто надо всё время куда-то бежать. Как это — просто пойти гулять? Ближе к четвёртому курсу поняла, как здорово просто успевать жить. Сейчас учусь делать это так же, как если бы отдыхала. От этого меняется ощущение себя в профессии и в жизни. Раньше всегда измеряла время промежутками «от моря до моря»: немного поработаю — и поеду на недельку. А что если можно в любой момент уехать или остаться в Москве, и от этого ничего не изменится, если будешь чувствовать себя одинаково отдохнувшим везде? Вот этому было бы здорово научиться.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.