
Ее называют первой красавицей европейской оперы. Помимо прекрасных внешних данных Аида Гарифуллина обладает огромным общепризнанным музыкальным талантом. 37-летняя уроженка Казани — заслуженная артистка России, ее голос звучит на самых известных мировых сценах: в Большом и Мариинском театрах, Ковент-Гардене, Ла Скала, Альберт-холле, Венской и Парижской государственных операх. Обладательница редкого сопрано с юных лет выступает со звездами оперной сцены, такими как Пласидо Доминго и Андреа Бочелли. Аида также исполнила одну из ролей в голливудском фильме «Примадонна», номинированном на «Оскар», снималась вместе с Мэрил Стрип и Хью Грантом.
Аида, ваш дебют в опере «Евгений Онегин» под управлением Марио Мартоне в театре Ла Скала состоялся недавно. Какое впечатление произвела на публику постановщикская интерпретация, ведь действие перенесено в современную эпоху?
Я давно мечтала исполнить роль Татьяны Лариной. Опера очень красивая. Финальная сцена с Онегиным вообще душераздирающая, трогательная, полная любви и боли. Самая эмоционально сильная. В работе над русской оперой итальянскому режиссеру, конечно, пришлось нелегко — помогло то, что состав солистов почти полностью российский. Было много мнений о спектакле, различных «за» и «против». Но, когда мы увидели постановку в записи, не осталось никаких сомнений, что весь наш огромный труд того стоил. Марио Мартоне — очень известный кинорежиссер, в 2022 году номинированный на премию «Оскар» за картину «Ностальгия». У нас сложились самые теплые и дружеские отношения. Марио доверял моему мнению и часто советовался по той или иной сцене. А некоторые моменты, прислушавшись, даже решил изменить. Как здорово работать с людьми, для которых искусство превыше собственного эго!


Спектакль получил множество положительных отзывов. Западные издания отмечают: «Ла Скала вновь покорен русской оперной звездой». На каком мировом сцене вам хотелось бы выступать больше всего?
Иногда говорю себе, какая я молодец, что пою на сценах, где выступали великие Паваротти, Каллас, Доминго, Кабалье… Мечтала я и о Большом театре, и о Мариинском театре, о Ковент-Гардене и Ла Скала, о Венском государственном и Метрополитен-опера, об Арена ди Верона и Монте-Карло опере. Теперь всё это за плечами, но я всегда готова вернуться на эти великие сцены! Королевский Альберт-холл — один из лучших концертных залов мира, с потрясающей акустикой и великолепным освещением, на этой сцене выступали легендарные The Beatles, Фрэнк Синатра, Паваротти, ABBA и многие другие величайшие музыканты. Мне посчастливилось трижды петь там. В прошлом году с моим коллегой и другом, прекрасным виолончелистом Хаузером, а также на известном ежегодном шоу BBC Proms Music Festival. Оба концерта были посвящены музыке из кино, так что я смогла получить удовольствие, исполняя произведения другого жанра в сочетании с привычными классическими.
В юности и тебе нравились популярные артисты?
В школе я создавала музыкальные группы. В то время популярны были Spice Girls, и мы исполняли их песни на школьных концертах. Я отвечала за вокал и хореографию. Уже тогда любила руководить процессом и быть в центре внимания, но исключительно на сцене. В обычной жизни мне это не нравилось, поскольку я не считала себя красивой. Летом я проводила время у бабушки с дедушкой вместе со своей двоюродной сестрой. Она жила в Санкт-Петербурге и каждый год приезжала к нам в Казань на каникулы. Тогда мы были неразлучны. Дом бабушки находился в живописном месте, вокруг были леса и поля. Там, на природе, я давала первые концерты для соседей и семьи.
На чьей музыке вы выросли? Какая мелодия звучала в вашем доме?
У родителей отменный вкус. Были виниловые проигрыватели и множество пластинок: Майкл Джексон, Нэт Кинг Коул, The Beatles, Элла Фицджеральд и другие легенды джаза и поп-музыки. Раннее детство начиналось с хорошего и, главное, разностороннего музыкального воспитания, что заложило важный фундамент. В школе обожала рок-музыку. В 6-м классе с друзьями устраивали вечера русского рока. Я была вокалисткой, один друг играл на гитаре, другой — на ударных. Еще обожала группу «Нирвана» и была влюблена в Курта Кобейна.


Вспомните ваше первое выступление на сцене.
Да, мне кажется, было лет пять или шесть. Праздничное цирковое представление. Огромные слоны проходили мимо меня, такой маленькой, а на них сидели красивые артистки цирка в золотых костюмах, как на бразильском фестивале. Меня вывели на арену. Прожектора светили мне в глаза. Начала звучать музыка… Все было как во сне. Мне и правда долгое время казалось, что всё это не наяву. Видимо, так мой детский мозг воспринял это прекрасное безумие. Потом мама и я решили готовиться к телевизионному конкурсу для юных исполнителей в Москве. Помню, выбрали очень красивую песню из мюзикла Леонарда Бернстайна «Вестсайдская история». Композиция «Мария» была написана для мужского голоса, но мы решили, что я с ней справлюсь. И всё получилось.
Когда родителям стало понятно, что вам нужно профессионально заниматься пением?
С самого начала было понятно, что будущее у ребенка-певца с музыканткой-мамой определено в музыке. Я верю, что все в жизни не случайно. Имя Аида мне дано не просто так. Училась я в Германии, профессора не верили, что это настоящее имя. Много лет журналисты спрашивали, как родители могли знать? Потом я упростила ответ, сказав, что имя переводится с арабского как «подарок или награда», но думаю, тут дело в другом. Все намного интереснее, и Вселенная преподносит нам сюрпризы.
Как друзья-одноклассники реагировали на ваше пение в детстве?
Подшучивали без конца. Быть одиннадцатилетним подростком и петь оперу — не самое популярное увлечение. Я много выступала, помимо учебы в школе, и частенько не успевала делать уроки. Из-за этого учителя пару раз обращались к директору. Конечно, это было неприятно. Но закалило характер. С тех пор не боюсь директоров. (Смеется)


Музыка занимала всё свободное время?
Возможно, у меня было меньше времени на игры и прогулки, чем у других детей, но такой путь к успеху мне был сужден. К сожалению, не без лишений. С другой стороны, у мамы и меня были цели — и мы уверенно шли к ним. Радовались каждой маленькой победе. Вся наша крепкая семья в такие моменты становилась еще более сплоченной. И сейчас, спустя много лет, вспоминаю детство с благодарностью и трепетом. Я росла счастливым ребенком.
Родители хвалили вас за успехи?
Все поддерживали, верили в меня. Говорили: «Ты звезда!». В какой-то момент жизни я перестала любить это слово. Оно даже раздражало. Слово налагало большую ответственность. Быть звездой — значит идти вперед, не сдавая позиций. Это чудесная установка, но сильно утомляющая.
Вы по этой причине прекратили обучение в Германии, в музыкальной школе высшего звена в Нюрнберге?
Я стремилась развиваться. Нюрнберг показался мне маленьким городом. В мечтах была Вена — вечно прекрасный город, центр классической музыки. Купила билет на поезд и уехала. Это был правильный выбор. Поступила в Венский университет музыки и исполнительского искусства, а Вена стала моим вторым домом, и так остается по сей день.
Как вы до сих пор не работаете в Казанском оперном театре, несмотря на обучение в лучших музыкальных вузах?
Я только окончила Венский университет и еще не выступала на мировых сценах. Вернувшись в Казань, пришла на прослушивание в оперный театр. Мне сказали, что опера — не моё, по вокальным данным я им не подхожу. Но я им не поверила и продолжила!

Важна ли вам обратная реакция зрителей? Внимаете ли вы их выражению лицам во время выступлений?
Невероятно важно совершенствовать вокальное и актерское мастерство, раскрывать всю душу, чтобы проникнуть в сердца слушателей. Энергообмен между артистом и зрителем в момент выступления и после, передаваемый через овации, — волшебство и суть творчества. В любви и признании! Иначе это было бы нарциссизмом, а не творчеством. Нужно творить для мира и во имя любви!
Чем для вас отличаются концерты в России и за границей?
Мне везёт: везде радушно принимают. Классический зритель — особая публика. В России люблю петь с ощущением родного очага. Возникает трепет и счастье при выходе на сцену, ведь здесь всегда благодарные и очень сердечные зрители, среди которых и близкие — члены семьи. Бабушки стараются не пропустить концерты, и из зала чувствуется их радость, которая переходит и мне!
Как Вы заботитесь о своем голосе? Есть у Вас какие-нибудь секреты?
В день выступления я пью теплую воду с медом — он обладает антисептическим и смягчающим действием. Еще повышает сахар в крови, что дает мне энергию. Главное — наслаждаться жизнью. С годами я всё лучше понимаю фразу «Все должно быть в гармонии». Нужно просто найти золотую середину. Когда-то на первом месте была карьера. Я была юна и развивалась как певица. Редко встречалась с друзьями, молчала весь день накануне важных выступлений. Не пила, не ела холодного. Не ходила в ночные клубы. В общем, берегла свой голос. А потом осознала, что от самого этого страха — не перепеть, не утомиться, вовремя лечь спать — стала уставать. Но это было началом моего пути, так было надо. Сейчас я уже знаю, как рассчитать свои силы, у меня огромный опыт выступлений. Были моменты, когда я думала, что не смогу спеть достойно — после перелетов, бессонных ночей, усталости. Но выходила на сцену — и все получалось: профессионализм в сочетании с адреналином совершают что-то невероятное с нашим организмом. Случались и эмоциональные моменты — когда через час выходить на сцену, а я уставшая и грустная, поскольку не могла уснуть всю ночь, и голос не звучит так, как надо. Сижу и плачу в гримерке. А педагог говорит: «Ничего. Тебе это эмоциональное состояние поможет великолепно спеть Виолетту в финальной сцене «Травиаты». И в итоге выступление прошло блестяще, мое настроение позволило передать характер моей героини очень точно и по-настоящему, в голосе раскрылись все краски — от радости и счастья до боли и страдания.

Как вы себя чувствуете после концерта, когда вы пели на сцене три часа?
Обычно полна энергии и могу отпеть ещё один спектакль или концерт. На адреналине. Усталость приходит через несколько часов. Но долго не могу уснуть из-за эмоций, впечатлений, воспоминаний. На следующий день люблю медленно проснуться, никуда не спешить. Выпить утренний кофе. Погулять в парке или по городу. Люблю рассматривать красивую архитектуру. Могу пойти в музей смотреть картины, которые видела уже много раз, но каждый — будто впервые. Люблю новые выставки. Изучать, узнавать, читать. Это самое лучшее, чтобы отвлечься от работы. Обожаю мюзиклы: Hamilton, Mary Poppins, Matilda, Phantom of the Opera — на них могу ходить снова и снова. Люблю спектакли, когда приезжают известные актеры. Всё, что дает новые знания в тех областях, которые мне наиболее интересны. Вот что по-настоящему помогает восстановить энергию. А ещё стараюсь всё это делать вместе со своей доченькой. У нас есть определённые ритуалы.
Какие же?
Например, утром ходим пить её любимый Bubble tea. (Улыбается) После пробежки в парке покупаем детскую косметику, которую ей нравится, или брелочки. В обмен договариваемся о походе на мюзикл или в музей. (Улыбается) Потом идём в ресторан за суши. Вечером перед сном домашний кинопросмотр с обнимашками.
Чем дочка вас радует сейчас?
У Оливии много талантов: она прекрасно рисует и танцует. У неё искрометный юмор. Самое любимое занятие — актёрство. Недавно она снялась в первом телевизионном проекте — в 3-м сезоне сериала «Медленные лошади» вместе с Гари Олдманом. Роль небольшая, но я провела с ней на съемочной площадке весь день и видела её серьёзное отношение к каждому дублю. Я спокойно отношусь к тому, что дочь сама выберет себе профессию, не давя на неё. Моя задача — дать ей хорошее образование, любовь и поддержку.
Есть ли у нее музыкальный талант?
Оливия знает множество популярных песен. Особенно удивительно, что она помнит слова хитов 70-х таких групп, как ABBA и Modern Talking. Она устраивает мне вечерние концерты на кровати в пижаме: прыгает, танцует, поёт. Я смотрю на неё и улыбаюсь. У неё все получается с юмором и стильно. Оливия не боится быть смешной, наоборот, делает всё с легкой самоиронией и талантливо. Как здорово!


Дочь посещает ваши спектакли? Как оценивает ваше творчество?
Ей всегда есть своё мнение и она его выражает, делая это осторожно, чтобы не расстроить. Она знает, что её слова для меня важны. Например, может сказать, что это платье мне не очень идёт, а вот то намного лучше. Или что в спектакле ей не понравилась сцена, где я целую герцога, мол, ей даже пришлось отвернуться в этот момент. Дочь с самого раннего детства прекрасно ведёт себя в обществе. Возможно, она сама считывала мою манеру поведения и я её этому не учила. Это меня в ней восхищает.
Многие оперные певцы обладают пышным телосложением, а Вы всегда стройны и хрупко выглядите. Вес имеет какое-либо значение для оперного вокала?
Чем больше он, тем сложнее петь и двигаться на сцене, считаю я. Чувствую существенное различие в звучании голоса во время активных тренировок (4-5 раз в неделю) и периодов больших перерывов.
Полагаю, для певцов важно грамотно заниматься спортом, избегая чрезмерной нагрузки на мышцы шеи и плечевого пояса, так как это может негативно сказаться на голосе.
Есть тренер, который следит за моей шеей и спиной, правильно подбирает упражнения и контролирует выполнение. Когда путешествую, занимаемся онлайн — к таким тренировкам хорошо приспособились. Редко хожу в зал: домашнего пространства и гантелей с разным весом достаточно для хорошей тренировки. Рада результатам.

Колье Regal; кольцо 32ct (Белое золото, алмазы искусственного происхождения). Shiphra
Ваша деятельность направлена на поддержку молодых музыкантов – вы создаёте премии и организуете фестивали. Важно для вас вдохновлять молодёжь и делиться своим опытом?
У меня достаточно опыта, чтобы поддерживать мечту талантливых ребят стать известными музыкантами и артистами. Я тоже в детстве начинала с участия в городских конкурсах и хорошо понимаю с какими трудностями сталкиваются дети. В этом году уже во второй раз проходит мой конкурс-фестиваль «Юные виртуозы Татарстана». Моя мама Ляля Ильдаровна Гарифуллина стала его идейным вдохновителем. В этом году я нашла время, чтобы присутствовать на финале конкурса лично. Хочется сказать детям о важности сохранения веры в себя, ведь недостаточно думать, что ты лучший, надо знать об этом! Надеюсь, что этот проект поможет юным музыкантам поверить в себя и расширить творческий кругозор.
Над чем еще сейчас работаете?
Выступаю Джульеттой в Венской государственной опере и готовлюсь к концертам. 29 июня на летнем фестивале Дениса в Суздале вместе с дорогим Денисом Мацуевым и Александром Сладковским. Сейчас много работаю над первым сольным концертом в Большом театре – это новая ступень для меня, жду этого события с нетерпением. Дата станет известна скоро, точно будет в начале сентября.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.