Честно говоря, я ни разу в жизни не встречала человека, который не умел бы читать и писать. Да и с малограмотными мне общаться не доводилось. Однако с малограмотными людьми была знакома моя мама. Например, у нее была подруга, мать которой жила в глухой деревне. Она регулярно присылала письма своей дочери, учившейся в городе. Читать эти письма было почти невозможно: пожилая женщина писала одни слова слитно, а другие – разъединяла, где вздумается, при этом она никогда не пользовалась знаками препинания.
Именно для того, чтобы подобное не повторялось, в 1966 году и был учрежден Международный день грамотности. Его предложили включить в календарь участники Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности, состоявшейся в Тегеране в 1965 году. 8 сентября состоялось торжественное открытие конференции, поэтому это число и стало официальной датой праздника.
Примечательно, что тогда же, то есть в середине 1960-х годов, как рапортовала советская пресса, в СССР удалось почти полностью ликвидировать малограмотность даже среди оленеводов. Понятно, что граждане, не владевшие грамотой, еще попадались на просторах нашей необъятной Родины, но уже были редкостью, чем-то диковинным, как та старушка из глухой деревни, о которой я упоминала выше. Понятно, что таким результатам предшествовала огромная работа.
Декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О ликвидации безграмотности», который вышел в свет еще в декабре 1919 года, предусматривал обучение всех граждан от 9 до 50 лет чтению и письму. На тот момент грамотными в молодой советской России были лишь 29% мужчин и всего 13% женщин. А в Средней Азии показатели были еще ниже.
В 1920-х годах в каждом населенном пункте, где насчитывалось более 15 безграмотных жителей, были организованы ликпункты (от слова «ликвидация»), а также школы повышенного уровня для малограмотных. Срок обучения в ликпунктах был невелик (всего 3-4 месяца), но и такой ускоренный курс дал свои плоды. Всего за 3 года грамоте были обучены около 7 миллионов человек.
Впрочем, темпы снижения количества неграмотных людей в стране все равно оставляли желать лучшего. По официальным данным, в 1926 году СССР занимал лишь 19 позицию в рейтинге стран Европы по грамотности. Союз опередили даже Турция и Португалия. Между тем уже тогда, как гласит статистика, среди городского населения читать и писать умели около 80%, но лишь половина жителей села владела основами грамоты.
Как это обычно бывает, прорыв случился благодаря энтузиастам. Комсомол стал инициатором всесоюзного культпохода по ликвидации неграмотности. Никогда до этого движение за грамотность не принимала такого размаха. Предполагалось, что к 1936-1937 годам будет полностью обеспечена ликвидация неграмотности среди трудящихся. Тем не менее план ликвидации неграмотности в РСФСР, утвержденный СНК РСФСР на 1936 год, оказался выполнен лишь на 35%. За 1936 год фактически обучено только 712,1 тыс. человек вместо намеченных по плану 2 миллионов.
И все же к началу 1940-х годов 90% (в том числе взрослого) населения стало грамотным, и Советский Союз, как писала пресса, «превратился в страну почти сплошной грамотности». За 20 лет со своей неграмотностью распрощались 50 миллионов человек. Однако работа в этом направлении продолжалась еще несколько лет в некоторых республиках. Например, в Узбекистане с неграмотностью продолжали бороться вплоть до конца 1940-х.
Сегодня Россия входит в двадцатку самых грамотных стран в мире. Интересно, что даже в современном российском обществе пока еще есть люди, не умеющие читать и писать. По крайней мере, согласно официальной статистике, грамотой в нашей стране владеют 99,4 % россиян в возрасте старше 15 лет. Также примечательно, что, как и в далеком прошлом, грамотных мужчин больше, чем грамотных женщин – 99,7% (среди женщин этот показатель составляет 99,2%).
Однако если отнестись к данному вопросу более глобально, то на нашей планете на самом деле не все в порядке с грамотностью. Американские эксперты подсчитали, что только около 84% жителей Земли умеют читать. Борьба с неграмотностью, которая усилилась после окончания Второй мировой войны, в последнее время, по мнению специалистов, идет слишком медленными темпами. С 1950 по 1990 годы грамотность увеличилась с 56% до 76%, а в следующие 10 лет возросла до 82%. Однако с начала нулевых этот показатель прибавил лишь 2%.
На данный момент чтением и письмом не владеют более 750 миллионов жителей планеты. Подавляющее большинство из них проживают в Африке и Западной Азии. Именно они составляют 76% всех безграмотных людей в мире. Самое большое количество неграмотных наблюдается в Индии (286 миллионов человек), далее следуют Китай (54 миллиона), а также Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Эфиопия, Египет, Бразилия, Индонезия, Конго.
Эксперты объясняют подобное явление крайне низким уровнем социально-экономического развития упомянутых стран. Специалистов обнадеживает только одно – многие безграмотные люди являются представителями старшего поколения, среди молодежи уровень грамотности заметно выше. Тем не менее стоит признать, что Международный день грамотности, главной целью которого и является распространение грамотности, все еще актуален.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.