Однажды я поинтересовалась у коллеги, просит ли она сына (ему 5 лет) помочь ей по хозяйству? Ответ молодой мамы меня удивил: «Он все прольет, разобьет, перепачкает. Зачем нужна такая помощь? Лучше все делать самой». Конечно, для того, чтобы научить маленького ребенка «хозяйничать», нужно много терпения. Но мамы, которые не пытаются «поделиться» домашней работой с сыновьями и дочками, совершают ошибку. Любознательные и добродушные несмышленыши постепенно превращаются в балованных подростков, которых уже трудно уговорить помочь родителям. Приучать детей к выполнению домашних обязанностей лучше всего уже в раннем детстве. Как это делать?
Полезные навыки по поддержанию порядка в комнатах и уходу за одеждой проще передать мальчикам и девочкам, посещающим детский сад. Они более дисциплинированны, чем их сверстники, которых воспитывают дома. Детсадовцы привыкают соблюдать правила, установленные воспитателями, даже в выходные дни. Однако и «домашнего» ребенка вполне можно приучить к порядку. Поговорим о том, как воспитать трудолюбие и самостоятельность в детях-дошкольниках.
1. Начинайте с приятных заданий.
Первые дела, которые вы поручаете малышу, должны быть настолько интересными, чтобы он и сам был рад ими заняться. Часто можно услышать, как уставшая мама жалуется на ребенка 5-6-ти лет: «Он ничего не хочет делать». Это неправда. В дошколятах, как и во младших школьниках, ключом бьет энергия. Они хотят быть похожими на взрослых и с удовольствием выполняют задание родителей, если оно интересное. Скорее всего, «класть одежду в шкаф» или «заправлять постель» крохе не понравится. Зато его может всерьез увлечь, например, выпечка пирожных вместе с мамой. Многие дошколята любят кормить домашних животных, ухаживать за комнатными растениями, украшать комнату к приходу гостей. Ради таких занятий чадо, вероятно, согласится даже отвлечься от просмотра мультфильмов.
Следует учесть при этом, что даже увлекательная, но однотипная работа маленькому ребенку быстро наскучивает. Поэтому время от времени стоит предлагать крохе новые задания.
На первых порах лучше не называть такие дела «обязанностями». Сообщайте о них ребенку как об игре, удовольствии, даже награде. Не забывайте при этом подчеркнуть, что малыш, выполняя ваши поручения, приносит большую пользу семье — помогает родителям.
2. Давайте одно за другим небольшие поручения.
Если вы только начинаете приучать ребенка к выполнению домашних обязанностей, не пытайтесь передоверить ему сразу комплекс дел. Не просите его, например, сразу «убрать комнату» или «сложить одежду в шкаф после прогулки». Лучше, как рекомендует американский психолог Сьюзан Штифельман, дать дочери или сыну несколько небольших заданий, одно за другим, и проконтролировать выполнение каждого из них.
Если требуется, например, убрать одежду, последовательно озвучивайте просьбы: «Сложи аккуратно кофту», «Положи ее в ящик», «Возьми куртку», «Аккуратно повесь на вешалку».
Акцентируйте внимание ребенка на промежуточных результатах. Например: «Мы с тобой застелили кровать и полили цветы. Теперь давай уберем все лишнее с письменного стола. Тогда за ним можно будет уютно устроиться и порисовать».
3. Станьте примером для подражания.
Не жалуйтесь в присутствии сына или дочери на то, как тяжело вам самой справляться с домашними делами. Если дети регулярно слышат из уст мамы, что «стирка», «глажка», «готовка» утомительны и скучны, у них постепенно развивается стойкая «аллергия» на хозяйственные дела. Поэтому в ваших интересах демонстрировать положительное отношение к бытовым рутинам. Предлагайте ребенку: «Давай сделаем так, чтобы в комнате стало чисто и уютно» или «Сейчас мы с тобой поработаем, и у нас будет вкусный ужин. Папа так обрадуется».
Некоторые родители считают, что обучая маленького ребенка работе по дому, они теряют время. Сыновья и дочери, которым еще нет семи, кажутся неуклюжими и беспомощными. Однако, когда вы хлопочете по хозяйству вместе с ребенком, то не просто заботитесь о доме. Параллельно происходит обмен знаниями и энергией. Часы и минуты, которые вы вкладываете в обучение крохи полезным навыкам, добавляются в копилку его счастливого времени, проведенного с вами. Психологи выявили закономерность: чем дольше родители занимаются с ребенком каждый день, тем более крепкие и доверительные отношения складываются в семье.
О чем еще важно упомянуть? Обучать детей хозяйственным премудростям можно не только демонстрируя им наглядно, как вы работаете. Разговоры по душам тоже никто не отменял. Расскажите крохе о вашем детстве. Вспомните, как наводили когда-то порядок в собственной детской. Многим детям очень любопытно узнать, что происходило в жизни мам и пап, когда они были маленькими.
Только не нужно рассказывать дочери или сыну, что вы всегда раскладывали игрушки по местам и не доставляли хлопот взрослым, если это неправда. Маленькие слушатели очень проницательны. Ребенок либо не поверит в вашу «непогрешимость», либо решит, что все равно соответствовать вам невозможно.
Не бойтесь показать малышу, что у вас тоже есть слабости и недостатки. Расскажите ему, как справляетесь с трудностями. Поделитесь, как подбадриваете себя, когда работать не хочется.
4. Вдохновляйте.
Помните главный «секрет общения» от Дейла Карнеги? Лучший способ заставить человека, в том числе ребенка, сделать что-нибудь – это вызвать в нем жгучее желание это сделать. Как это правило может помочь в ситуации обучения ребенка бытовым рутинам?
Постарайтесь увязать домашние дела с интересами и желаниями ребенка. Обратите, например, внимание чада на то, что его любимый «мультяшный» герой очень хорошо наводит порядок в своей комнате.
Если вам известно, что дочь мечтает стать волшебницей, расскажите ей, что маленьких фей с раннего детства учат убирать комнаты, мыть посуду, стирать белье – без этого маленькие колдуньи не могут обрести магическую силу.
Если ребенок предлагает помочь по собственной инициативе, постарайтесь не отказываться. Да, конечно, вначале придется «помучиться»: подробно объяснить и показать малышу, что и как нужно делать. Однако с каждым разом кроха будет исполнять порученное ему задание все качественнее и аккуратнее.
5. Устройте веселую игру.
Приглашая малыша поучаствовать в общем деле, одновременно играйте с ним. Например, можно устроить соревнование: кто закончит работу быстрее. Сьюзан Штифельман рекомендует включить веселую музыку и договориться с детьми, что выполнить задание нужно успеть до того, как закончится песня.
Можно попробовать также говорить о неодушевленных предметах, как о живых. Например: «Твоей футболке не нравится так лежать. Она от этого грустит и мнется. В конце концов, станет старой, морщинистой и не захочет радовать тебя. Сложи ее аккуратно и она еще долго прослужит».
6. Вознаграждайте, но не деньгами.
Давайте вспомним, как мы, взрослые, уговариваем себя, когда не хочется что-то делать? Конечно же, предвкушаем с удовольствием: «Я наведу порядок в квартире, а потом буду сидеть в уюте и пить любимый кофе». Другими словами, мы планируем вознаградить себя за хозяйственные и деловые «подвиги». Ребенку тоже легче взяться за выполнение задания, когда он знает: чуть позже будет отдых и приятное занятие. Предложите ему: «Мы сейчас с тобой постираем вместе, а потом я почитаю тебе интересную сказку.
«Вознаграждать» можно и добрыми словами. Однако если ребенок стал совершать «подвиги» явно с целью получения одобрения, приостановите поток комплиментов в его адрес. Подумайте о том, какими выражениями вы пользуетесь, когда хвалите малыша. Осторожнее обращайтесь с такими словами, как «молодец» или «умница». Лучше хвалить малыша за конкретные дела. Например: «Ты очень хорошо навел порядок на письменном столе».
7. Вводите «штрафы» за нарушение правил.
Такие методы наказания, как «отшлепать» или «поставить в угол» уже устарели. Психологи утверждают, что гораздо действеннее лишить ребенка какого-либо удовольствия, например, просмотра мультфильмов.
Опытная мать из США поделилась собственной педагогической «находкой». Двое ее сыновей в течение нескольких лет разбрасывали одежду по дому и не желали убирать за собой. Никакие уговоры не действовали. Наконец, уставшая от постоянного беспорядка женщина ввела правило: за каждую вещь, лежащую не на месте, оба мальчика должны были вечером ложиться спать на 5 минут раньше. В итоге сыновья женщины стали очень ответственно раскладывать одежду по местам и помогать в этом друг другу.
В западных странах из уст в уста ходит поговорка: «Мы растим не детей, а взрослых». Если задуматься, это действительно так: уже с самого рождения ребенок является личностью. Ругать чадо и наказывать за лень часто бывает бесполезно. Гораздо эффективнее разговаривать с ним на равных. Объясните ребенку, что учиться домашним делам нужно не для того, чтобы угодить вам: обретенные навыки пригодятся, когда он вырастет и будет жить в собственном доме.
И каким бы строгим родителем вы ни были, не заставляйте чадо целый день заниматься только работой. Маленький ребенок имеет полное право на то, чтобы основная часть его дня была посвящена не делам, а играм и развлечениям.
Использованы материалы:
Teaching a child to keep their room clean
Рекомендации психолога Сьюзан Штифельман
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.