6 августа – День святых князей Бориса и Глеба

6 августа – День святых князей Бориса и Глеба

Ежегодно 6 августа православная церковь отдает дань памяти святым князьям Борису и Глебу, в Крещении известным как Роман и Давид. В нашей стране им уделяют особое внимание и почтение, ведь князья являются первыми русскими святыми.

Их еще называют мучениками-страстотерпцами. Если с первой половиной формулировки еще более-менее понятно, то что означает вторая? Давайте узнаем об этом, а также о самих князьях подробнее.

Страстотерпцы – одна из степеней святости. Ею принято величать тех страдальцев, кто погиб без сопротивления за следование Божьим заповедям от рук себе подобных, но не держал зла на убийц.

К слову, почему именно Борис и Глеб удостоились чина быть первыми святыми, ведь исторические факты неумолимы: наши герои родились после князя Владимира, Крестителя Руси, и святой княгини Ольги? Объясняется сей факт просто: они оба были первыми мучениками, кого прославили в Отчизне. Случилось событие еще в IX веке с одобрения Византии, которая, кстати, в лик страстотерпцев никого не возносила. Возникает вопрос: что такого особого сделали Борис и Глеб? Все загадки будут раскрыты, как только мы познакомимся поближе с их личностями и событием, что легло в основу их подвига.

Историческая подоплека

Борис и Глеб – младшие сыновья князя Владимира, который в народе получил прозвище Красное Солнышко или Владимир-Креститель. Родились братья незадолго до ключевого события – Крещения Руси, поэтому воспитывались в христианском благочестии, коим окружил их отец. Оба получили хорошее образование, любили проводить время за чтением Священного Писания и творений святых, часто молились Господу в желании повторить подвиг праведников. Их отличала сердечность, доброта, участие в жизни бедных, обездоленных и больных.

Братья подросли, и от отца им достались владения: Борису – Ростов, а Глебу – Муром. На подвластных им территориях князья проявили всю свою мудрость, прививая подданным благочестивый образ жизни и основы православной веры. Вскоре Борис был призван отцом, лежащим на смертном одре, в Киев, чтобы тот во главе войска выступил против печенегов. Известие о кончине родителя встретило Бориса в походе, а поворотом событий воспользовался старший брат Святополк, известный в народе как Окаянный.

Проявив самоуправство, он вступил на отцовский престол и назвал себя Киевским князем. Святополк опасался, что Борис, вернувшись, захочет свергнуть его с престола. Младший брат, напротив, распустил свое войско и заявил во всеуслышание, что никогда не поднимет меч на старшего брата, которого сейчас следует почитать вместо отца. Но коварный Святополк был неумолим и решил уничтожить Бориса руками своих убийц. Те напали на святого князя во время его молитвы, добивали долго и жестоко, пока тот не испустил дух, затем тайно вывезли тело в храм Василия Великого в Вышгород.

Но кровожадному старшему брату все было мало: и к Глебу он также отправил своих палачей. Князь Муромский знал о возможной участи, но предпочел встретить смерть лицом к лицу, а не развязывать междоусобную войну. Произошло убийство и одного, и другого князя в 1015 году.

Недолго радовался Святополк Окаянный своей власти: его восседание на престоле вскоре окончилось, а сам он был предан изгнанию и забвению. Ярослав Мудрый, ставший следующим Киевским князем (он был еще одним братом Бориса, Глеба и Святополка), отыскал останки князя Глеба и поместил их рядом с мощами Бориса.

Когда точно были канонизированы страстотерпцы, до сих пор остается неизвестным. По одним данным почитать братьев стали уже около 1020 года, другие источники уверяют, что причислили их к лику святых в 1115 г.

Урок жизни князей, ставших святыми

Христиане до глубины души, Борис и Глеб не могли ответить коварному брату по принципу «око за око», т.к. по жизни их вела главная добродетель – любовь. Они сделали то, что для языческой еще Руси было ново и непонятно — не ответили на зло злом. Но, видимо, сердца людей уже созрели для великих перемен, ведь подвиг князей-мучеников они единодушно приняли всей душой. Святые Борис и Глеб положили свои жизни ради следования принципам послушания, на которых зиждется духовная жизнь не только каждого человека, но и всего общества в целом.

По рассказам Нестора Летописца, с тех кровопролитных событий смутное время на Руси начало затихать. Жизни двух князей, не восставших против брата, стали той благодатной почвой, что лишь укрепила единство страны. Из эпохи в эпоху церковь воздвигалась на крови мучеников, после гибели Бориса и Глеба начало выстраиваться новое централизованное православное государство, в основе которого лежит восстановление народного единства, той мощи, которая несокрушима перед лицом внешнего врага.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.