Наверное, трудно представить человека, который ни разу бы не слышал о маркизе Помпадур официальной фаворитке французского короля Людовика XV, которая, начиная с 1745 года на протяжении двадцати лет, имела огромное влияние, как на короля Франции, так и на политику государства и на развитие культуры и искусства этой страны. И всё это потому, что Помпадур была не только любовницей короля, но и фрейлиной, хозяйкой литературного салона. Её даже считали неофициальной правительницей Франции.
По-французски её называли — marquise de Pompadour.
Но настоящее её имя было — Жанна-Антуанетта. Родилась Жанна-Антуанетта Пуассон 29 декабря 1721 года в Париже в семье скромного финансиста, относящегося к третьему сословью — Франсуа Пуассона.
Со временем ему удалось стать сначала приказчиком по распределению и снабжению зерном Марселя. Потом и Парижа.
Не удержавшись от соблазна разбогатеть мошенническим путём, Пуассон стал заключать фиктивные сделки. Начавшееся расследование раскрыло его афёры и его объявили должником на огромную по тем временам сумму в 232 000 ливров. Это примерно — около 300 миллионов рублей.
Пуассон, оставив жену с трёхлетней дочерью на руках на попечение своего знакомого защитника в суде (синдика) Ленормана де Турнема, сбежал.
Однако связь с семьёй он не прерывал, присылая жене письма.
Так он рекомендовал отдать пятилетнюю Жанну-Антуанетту на воспитание в монастырь урсулинок, где сестра её матери была монахиней.
Жена прислушалась к совету мужа, но сама не часто навещала дочь в монастыре.
В тоже время биографы Помпадур утверждают, что отличное образование, достойное аристократки, девочка получила благодаря Ленорману де Турнему, который стал ей приёмным отцом.
Вернувшаяся из монастыря Жанна на его деньги училась музыке, пению, танцам, рисованию. Она, пела, играла на сцене, декламировала.
Спустя много лет, став маркизой де Помпадур, Жанна в знак благодарности, даст Ленорману де Турнему должность главного за королевскими постройками.
Когда Жанна выросла, Ленорману де Турнем подыскал ей в женихи своего племянника и наследника, сына генерального казначея Шарля Гийома д’Этиоля (1717—1799), богатого владельца имения Этиоль неподалёку от Парижа.
В 19 лет 9 марта 1741 года юная девушка вышла за Шарля Гийома замуж. Венчание состоялось в парижской церкви Святого Евстафия.
Молодой супруг боготворил Жанну, но она не испытывала к нему ответных чувств.
Девушка никогда не забывала о сделанном ей в девятилетнем возрасте предсказании. Гадалка нагадала ей, что она станет любовницей короля и чуть ли не теневой королевой Франции.
Жанна фанатично верила в то, что свою любовь она отдаст Людовику, при этом понимая, что жениться на ней король не мог, так как уже был давно женат на дочери польского короля Марии Лещинской, которая была старше венценосного супруга на 7 лет. У пары было 10 детей. Постоянное рождение детей утомило королеву, и она поделилась с этим с подругами. Король узнал об этом и завёл целую кучу фавориток.
Мария Лещинская была оскорблена, но была вынуждена терпеть такое поведение мужа.
Жанна-Антуанетта забеременела почти сразу же после свадьбы. В конце декабря она родила мальчика, который, к сожалению, скончался через несколько недель. Последующие роды были неудачными.
Спустя 3 года, в августе 1744-го, Жанна родила дочь, которую назвали Александрина-Жанна д’Этьоль.
Муж баловал Жанну, дарил ей всевозможные подарки – драгоценности, дорогие наряды.
Муж Жанны не был красавцем, но он был богат и принадлежал к хорошей семье, что позволило ей попасть в мир высшего света, в который она так стремилась.
Имя и деньги мужа делали её желанной гостьей во многих знатных домах Парижа. И Жанна, не теряя времени начала медленно, но верно прокладывать себе дорогу в Версаль.
Узнав о том, что король охотится в Сенарском лесу, Жанна решила, что охота, обставленная в те времена, как театрализованное действо лучшее место для того, чтобы попасть на глаза любвеобильному Людовику XV. И она стала ездить туда на прогулки, надеясь на случайную встречу с монархом.
План этих, как бы случайных встреч разрабатывался друзьями будущей мадам Помпадур, её матерью и дядей Турнэмом.
Но, увы, вместо Людовика молодая женщина встретилась с его фавориткой герцогиней де Шатору. Та сразу же распознав в ней опасную конкурентку, запретила ей появляться в этих местах.
Это, скорее всего, огорчило Жанну, но вскоре по Парижу разнеслась весть о гибели герцогини де Шатору от пневмонии.
У мадам д’Этиоль появился отличный шанс и она его не упустила.
Трудно судить насколько была красива Жанна.
Её современники описывают внешность маркизы весьма противоречиво. От «…она была блондинкой со слишком бледным лицом, несколько полновата и довольно плохо сложена», до «…сущая красавица, с густыми и пышными волосами с каштановым отливом, имеющая идеальный овал лица, совершенной формы нос и рот, буквально созданный для поцелуев». Такая противоречивость говорит скорее в пользу «среднестатистической», нежели ослепительной внешности. На портретах кисти её современника Франсуа Буше маркиза выглядит восхитительно, однако она покровительствовала художнику, да и сама культура рококо предписывала художникам не достоверное изображении модели, а воплощение на полотне вечной молодости и красоты.
Так что мы не можем быть уверенными в достоверности облика маркизы, запечатлённого на холстах Буше.
Наверное, она не была классически красива, но её миловидность, молодость и живой ум, плюс деньги мужа сделали её известной в столичном обществе, с ней искал знакомства сам Вольтер.
Мужем своим Жанна интересовалась мало, весело проводя время в обществе блестящей молодёжи. Её приметил старый знакомый её родного отца банкир Жозеф Пари, В это время он после смерти кардинала Флёри искал возможность возвысится, и надеясь на помощь Жанны, он нашёл возможность устроить встречу молодой женщины с королём Людовиком XV, который всё ещё пребывал в печали из-за недавней потери фаворитки герцогини де Шатору.
В ночь с 25 на 26 февраля 1745 года в Версале, в Зеркальной галерее был дан тисовый бал-маскарад по случаю бракосочетания дофина. Было огромное количество приглашённых, придворные надели костюмы тисовых деревьев, звучала музыка, кружились танцы, вино лилось рекой. Вот на этот бал и была приглашена Жанна-Антуанетта с мужем. Молодая женщина была в костюме богини охоты.
На короле была маска.
Улучив момент, она как бы случайно столкнулась с королём. Заинтригованный Людовик предложил снять маски, но она вместо этого убежала, помахивая белым платочком. И вдруг она его обронила, король поднял и вернул платок молодой женщине.
Через несколько дней они вновь встретились на балу в столичной ратуше. Казалось, можно было порадоваться, но до Жанны дошли слухи, что король не верит в искренность её чувств. И тогда мадам д’Этиоль решила, во что бы то ни стало переубедить короля.
Приложив немало усилий, она добилась очередного свидания с Людовиком, и проявив недюжинные способности опытной актрисы, появилась перед королём в образе любящей женщины, которая вынуждена скрывать свою любовь к королю от ревнивого мужа, тайком пробираясь во дворец, чтобы увидеть Людовика.
Королю это понравилось, и всё-таки Жанне потребовалось полгода на то, чтобы король официально назвал её своей фавориткой и пожаловал ей титул маркизы де Помпадур. Произошло это в августе 1745 года. Жанне были так же подарены земли в области Лимузен, которые ежегодно приносили доход в 12 000 ливров, то есть около 7 миллионов современных рублей.
Муж был вынужден дать ей развод.
Фаворитка заняла в Версале несколько комнат, что были расположены прямо над королевскими покоями и соединялись с ними потайной лестницей.
Жанна сумела изучить характер тридцатипятилетнего Людовика и выявить его слабое место. Король вечно хандрил, скучал и жаждал развлечений.
Поэтому маркиза начала каждый вечер предлагать скучающему королю новое развлечение.
Монарх любил изящные искусства, и охотно общался с представленными ему фавориткой художниками, философами, литераторами — Монтескье, Вольтером, Фрагонаром, Бушардоном, Буше, Бюффоном.
Через год король подарил фаворитке участок Версальского парка площадью в 6 гектар, где был возведён скромный «эрмитаж». А спустя два года маркиза приобрела неподалёку усадебный дом Ла-Сель. У неё был целый штат фрейлин.
По отношению к королеве Марии Лещинской маркиза вела себя в отличие от всех прежних фавориток короля с первого момента подчёркнуто уважительно.
Современники говорили, что уважение, которое фаворитка испытывала и демонстрировала в отношении королевы было искренним.
Так ещё во время представление Жанны ко двору и королеве Марии Лещинской, она взволнованно пробормотала «Моё самое страстное желание, мадам, понравится вам».
Мадам же Помпадур не забывала напоминать королю о том, что он должен оказывать уважение королеве.
С подачи маркизы король пригласил королеву в Шуази, пообещав ей, что будет «хороший обед, вечерня и вечерняя молитва».
Этот визит в Шуазе состоялся через два месяца после представления мадам Помпадур в ноябре 1745 года и оставил у королевы самые добрые воспоминания.
В гостиной королеве предложили сесть, после обеда она не спешила уходить, разговаривая с мадам Помпадур.
По возвращению в Версаль королева была приятно удивлена, так как за время её путешествия в Фонтенбло, её апартаменты были убраны и отделаны заново. Спальня ярко сверкала обновлённой позолотой, стены были обтянуты гобеленом с изображением сцен на сюжеты из Священного писания. Кровать с колоннами преобразилась в кровать с балдахином из огненно-красной ткани.
Мадам Помпадур говорила госпоже де Люин, «если бы королева обращалась с ней плохо, она была бы очень огорчена, но не стала бы роптать», так что нет ничего удивительного в том, что она использовала любую возможность, чтобы понравиться Марии Лещинской.
И королева, по словам современников, была чрезмерно снисходительна к фаворитке. Говорят, что Мария Лещинская как-то даже сказала, — раз уж королю непременно нужна любовница, пусть это лучше будет мадам де Помпадур, чем кто-нибудь другой.
Помпадур была довольна отношением к ней золовок короля и супруги дофина.
Вот только дофин не скрывал своего раздражения от самого факта её существования, считая, что одно присутствие фаворитки оскорбляет его мать. Он даже умудрился показать ей язык, когда по этикету должен был прикоснуться к ней щекой.
Но мадам Помпадур не жаловалась и относилась к нему снисходительно.
Дофин был набожным человеком и видел в любовнице короля только грешницу, он не понимал и не разделял снисходительности к ней своей матери.
В трудах историков XIX века нередко можно прочитать, что вместо развратного, ленивого, не отличавшегося большим умом Людовика страной в то время правила маркиза Помпадур.
Она на самом деле чувствовала себя королевой. Знатные сеньоры носили одежду её цветов, зелёный в Креси, красный в Белльвю. Чтобы не дать исчезнуть увядающей красоте маркиза искусно пользовалась гримом, носила самые шикарные наряды и украшения.
За двадцать лет при дворе она истратила на свои туалеты 350 035 ливров, ей принадлежало свыше трёхсот ювелирных изделий, в том числе бриллиантовое колье стоимостью 9359 франков.
Её именем назвали высокую причёску с валиком.
Но было одно – но. Жанна не была от природы страстной сексуальной львицей, скорее страдала от фригидности. Горничная и наперсница мадам де Помпадур госпожа дю Оссе писала с сочувствием о Помпадур: «мадам слишком холодна в любви».
Помпадур и сама признавалась в том, что она очень холодного темперамента. Король любовник не всегда считал нужным скрывать своё разочарование тем, что обладает «Ледяной статуей». Красивый чувственный король был уязвлён, обнаружив холодность фаворитки.
Для того чтобы как-то разбудить в себе страсть, она пила «шоколад с большой дозой ванили», шампанское, ела трюфели, супы с сельдереем.
Фрейлина супруги дофина госпожа де Бланка, дружившая с Помпадур, предостерегала её от вредности подобной «горячительной» диеты, но Помпадур, боясь потерять интерес короля, продолжала изводить себя и испортила своё здоровье.
У неё начались проблемы с лёгкими, позднее начал сильно дёргаться глаз.
Постепенно из-за ухудшения здоровья маркизы отношения её с королём свелись к своеобразной дружбе, и она уже не проводила ночи в спальне короля.
По совету врачей около 1750 года маркиза переехала из чердачных апартаментов в более просторные – выпросив домик в том же Версале, назвав это место «Олений парк».
В столице она заняла роскошный отель д’Эврё.
С этого времени в жизни Помпадур начался новый период.
Продолжение
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.