Наверное, многие помнят своё детство, подвижные игры и возгласы – чур, я в домике! Чур, я первый! А от взрослых порой доводилось слышать: «чур, меня!»
Лично я тогда и не задумывалась, что это за возглас, откуда он пришёл и что значит. И даже была удивлена, узнав, что Чур, это древнеславянское языческое божество и что 27 июля отмечается основной славянский праздник в честь бога Чура.
Так кто же он?
Оказывается, Чур, покровитель границ и домашнего очага, он хранит обычаи рода и охраняет частную собственность.
В. О. Ключевский писал: «Обоготворённый предок чествовался под именем чура, в церковнославянской форме щура; эта форма доселе уцелела в сложном слове пращур… Предание, оставившее следы в языке, придаёт Чуру значение, одинаковое с римским Термом, значение сберегателя родовых полей и границ».
По преданиям, Чур, является внуком Сварога и Лады, сыном Пелена, или Оберега. Под его покровительством и охраной были границы поземельных владений.
В старину земледельцы на межах своих участков насыпали земляные бугры, огораживали их частоколом, это ограждение считалось неприкосновенным, и никто не смел его переступить, и тем более срыть, под страхом вызвать гнев охраняющего его божества.
Позднее стали ставить на границе своего участка крупные камни или стволы деревьев на незначительном расстоянии друг от друга.
В специальную яму, вырытую здесь же, клали горячие угли, хлебные зерна, испечённый хлеб, лили мёд и вино.
По преданиям Чур не только охранял границы, но и иногда показывался в местах освящения родовых границ.
Чура боялись не только недобрые люди, желающие захватить чужое, но и враждебные духи.
Позднее на межах стали ставить изображение самого Чура. Бога вырезали из брёвен, рядом ставили и свои семейные знаки, чтобы все видели и знали, кому именно принадлежит земля и кому покровительствует присутствующий видимо или невидимо Чур.
Порубежный камень называли так же – Куммиром.
В специально установленные для ритуалов дни глава семейства по этой черте, обходил владения рода, пел гимны и приносил дары божеству.
Этот ритуал сохранялся и в более поздние времена.
У межевого камня выкапывалась яма и в день Чура приносилась треба вином, мёдом, молоком.
На праздник Чура нельзя было уходить далеко от дома, даже работать можно было только у себя во дворе, тем самым отдавая дань почитания Чуру.
Чуру подчиняются и все домовые. Поэтому, ставя блюдечко с молоком для домового или угощая его кусочком пирога, наши предки оказывали этим уважение и самому Чуру.
По древней славянской легенде когда-то давным-давно Велесово войско защитников нашего мира разделилось на две части.
Половина этого войска осталась на небе, а вторая половина спустилась на землю, чтобы помогать людям, защищаться от всевозможных бед. Среди тех, кто спустился с неба был и бог Чур.
Когда Сварог создал землю, он поручил своему внуку Чуру разделить её между людьми. И вот, когда Чур появился перед людьми, они стали кричать – «Чур, мне! Чур, моё». И с тех пор они не могут успокоиться и всё выкрикивают эти фразы.
Чур раздал людям наделы земли и повелел выстрогать из деревьев бревна, которые обозначили бы границы каждого землевладения. Передвигать эти брёвна и захватывать чужую собственность он запретил под страхом своего гнева.
Говорят, что сначала люди боялись божественного гнева и эти брёвна называли Чурами. А потом потеряли страх, стали отнимать землю у ближних и дальних, а знаки, что называли Чурами, стали называть чурками.
Но, как говорят предания, бог Чур никуда не делся, этот строгий небесный хранитель по-прежнему хранит Рубежи и Межи и пишет в свою небесную книгу имена всех нарушителей.
Вот только со времён сотворения земли и раздачи её в собственность расам и родам прошло так много времени, что стёрлись не только порубежные межи, но и все неприкосновенные границы и никто не знает, переступает он их или нет. И где теперь стоит Куммир, ведает, наверное, только сам всеведущий Бог-Охранитель.
Поэтому перейдём от границ земельных к границам духовным. Ведь Бог Чур охранял не только имущество человека, но и его самого от тёмных сил, лихих людей и всего недоброго.
Для того чтобы заручиться защитой Чура, достаточно, по словам парапсихологов и сейчас только произнести вслух: «Чур, меня!» то есть «Чур, оберегай меня!». И он охранит от недобрых помыслов, от чужих злых и завистливых мыслей, от сплетен, чёрного глаза и прочих тёмных энергий.
А если дело касается имущества, то «Чур, моё!».
Года два назад моя знакомая жаловалась мне, что её соседи по дачи постоянно, то забор её сдвинут, то кур своих на её участок пустят, то помои выльют прямо под забор. Я тогда рассказала ей про Чура и она, отчаявшись, попросила знакомого вырезать ей из бревна фигурку, назвала его Чуром и поставила возле забора.
Не знаю, совпадение это или ещё что-то, но соседи рядом с её забором на расстоянии метра поставили ещё один забор, посадили ещё там живую изгородь, и теперь она оказалась избавленной от их посягательств. А фигурку Чура она ходит и лелеет и благодарит за охрану.
Но, как оговариваются маги, помогает Бог-Охранитель Чур тем, чьи собственные помыслы чисты, кто не занимается колдовством, не желает зла ближнему своему.
Однако, как говорят мудрые люди, в экстренных случаях при возникновении какой-либо опасности, обратиться к Великому Богу-Охранителю могут все и зачураться, сказав: «Чур меня, Чур!» Говорят, что он не отказывает.
Древние старики говорили, что Чура боятся и черти, и мелкие бесы, и земные злодеи. Просто в последние столетия редко кто обращается к нему за защитой. В древности же без Бога Чура не проводился ни один обряд очищения и защиты.
Думаю, что при желании и сейчас можно уважить Чура и 27 июля, если не надо спешить на работу, посидеть дома.
Тем, кто живёт в частном доме проще задобрить бога хранителя. Например, положить угощение на границе своего участка. Маги советуют оставлять кашу, завернув её во что-то тёплое, чтобы она не остыла до полуночи. Чур не откажется от молока, мёда, хлеба. Можно вырыть яму и всё положить туда.
Правда, соседи могут неправильно понять проведение ритуала. Наверное, самое простое угостить домового, а уж он передаст Чуру.
Кстати Чура угощают не только 27 июля, но и 29 марта; 30 июня; 3 сентября.
В старину на семейные праздники ставили угощение не только членам семьи, но и Чуру.
А каждые 12 лет по старинным поверьям хозяин земельного участка должен выражать Чуру своё особое почтение и благодарность за защиту и покровительство.
Интересно, что Бог Границы был не только у славян. Так у древних римлян богом границы был Термин. В честь этого бога и незыблемости границ устраивался праздник — Терминалий. И проходил он 23 февраля.
А славянский Чур хоть и подзабыт нами, всё-таки остался в нашем языке.
Например, в слове вычурный.
Из уроков истории мы помним, что князь Святослав говорил – «Иду на Вы!»
Вот и получается, что вычурный – за границами Чура. То же самое и со словом – чересчур – смысл – это переходит все границы.
Слово – чураться – отгораживаться, проводить границу между чем-то или кем-то и собой, оберегать себя.
Пусть в нашей жизни будет поменьше того, чего нам пришлось бы чураться и путь нас всегда бережёт и хранит Бог-Охранитель Чур.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.