Зинаида Серебрякова. Наступление нелёгкого времени

Зинаида Серебрякова. Наступление нелёгкого времени

Наступил момент, когда безоблачная жизнь семьи художницы, как впрочем, и всей страны закончилась. Уже шла первая мировая война и это чувствовалось по грозовой атмосфере, воцарившейся в стране.

Окончание. Начало

Октябрьская революция застала художницу в родном имении Нескучном. Потом началась гражданская война.

Муж Борис Серебряков сначала уехал в командировку в Сибирь, а потом его пригласили в Москву в качестве специалиста по дорожному строительству.

Ни сотовых телефонов, ни электронной почты тогда не было, а бумажные письма ползли медленно. Художница не получая подолгу известий от мужа, не находила себе места, так она писала брату Николаю: «…я здесь в безумном беспокойстве — вот 2 месяца, что не имею ни строчки от Бори, это так страшно, что я с ума схожу. В августе он писал часто, и письма доходили, а с 28-го никаких известий нет».


Зинаида Серебрякова. Наступление нелёгкого времени

Постоянно думая о муже, Серебрякова написала четыре портрета мужа, которые хранятся в Третьяковской галерее и Новосибирской картинной галерее.

Решив вернуться, домой, в 1919 году Борис Серебряков в пути заразился сыпным тифом и дома скончался на руках у жены. Художница осталась с четырьмя детьми на руках. И в это же время тяжело заболела мать художницы Екатерина Николаевна Бенуа.

Сгорело имение «Нескучное» с большим количеством работ Серебряковой. Чтобы как-то выжить, женщина едет в Харьков, и устраивается на работу в Археологический музей, где делает наброски экспонатов.

Из-за того, что «Нескучное» было сожжено и разграблено, художница лишилась масляных красок и стала рисовать углём и карандашом.

Трагедию, которую Зинаида Серебрякова переживала в то время, она воплотила в картине «Карточный домик», на которой изобразила своих четверых осиротевших детей.


Зинаида Серебрякова. Наступление нелёгкого времени

Чтобы выжить, многие художники рисовали портреты комиссаров, но Серебрякова делать этого не хотела. Не захотела она, и работать в модном тогда футуристическом стиле.

Испытывая острую нужду, художница продаёт свои картины и наброски не просто по бросовым ценам, а часто просто за еду.

В 1920 году художница добралась до Петербурга и поселилась в квартире деда, которая к этому времени стала коммуналкой, так как на уплотнение Бенуа подселили артистов МХАТА.

Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом в «Маринке» И художница вместе с ней посещала Мариинский театр, бывая и за кулисами.

В 1924 году 14 картин художницы были представлены на выставке в Нью-Йорке и имели большой успех. Особенно зрителей очаровала, написанная Зинаидой Серебряковой в 1923 году картина «Спящая девочка на красном одеяле».


Зинаида Серебрякова. Наступление нелёгкого времени

Проданы были все представленные в Америке картины.

Оставив детей в России, Серебрякова осенью 1924 года уехала во Францию, она надеялась устроить в Париже выставку, добиться успеха, получить заказы и обеспечить семью.

Но вернуться на Родину ей не удалось, и художница оказалась оторванной от детей. Через год после отъезда художницы в Париж советские власти позволили переехать к матери среднему сыну Александру, а ещё через два года — младшей дочери Екатерине. Двое других детей художницы Евгений и Татьяна, вынужденно остались в Петербурге с матерью Зинаиды. Жили они очень бедно, часто голодали. Единственную оставленную семье комнату в квартире Бенуа, им приходилось отапливать самостоятельно. Художница увиделась с ними только через 36 лет.

Сначала Серебрякова жила по Нансеновскому паспорту и в 1947 году получила французское гражданство.

Годы, проведённые в Париже, проходили в тоске по детям, матери и родной стране.

Выставку устроить не удавалось долгое время, её первая выставка прошла только в 1927 году. Заработанные деньги художница отсылала матери и детям, себе оставляла крохотную сумму лишь на то, чтобы не умереть с голоду.

В 1928 и 1932 годах Зинаида Серебрякова ездила в Марокко, где писала с натуры арабских женщин, африканцев в ярких тюрбанах, Атласские горы. Интересен так же цикл её картин, изображающих рыбаков Бретани.

В 1933 году не выдержав ужасных условий жизни и голода, скончалась мать Зинаиды Екатерина. Николаевна.

Хорошо, что хоть дети к этому времени успели встать на ноги. И дочь и сын выбрали творческие профессии. Евгений стал архитектором и реставратором, а Татьяна — театральным художником и работала во МХАТе. Она стала заслуженным художником РСФСР. Они создали свои семьи, но никогда не забывали о матери и переписывались с ней.

Евгений Борисович, как реставратор ,после 1945 года участвовал в восстановлении архитектурных памятников Петергофа.

В 1930-е годы советская власть предложила Зинаиде Серебряковой вернуться на родину. Но художница как раз в это время работала над частным заказом в Бельгии. И вскоре началась Вторая мировая война. После окончания войны Зинаида Серебрякова уже была больна и не решилась на переезд.

В 1960 году в Париж разрешили выехать её дочери Татьяне. Так мать и дочь увиделись впервые после 36 лет разлуки.

И если сама художница вернуться на родину не смогла, то её картины вернулись в Россию. В 1960-х годах в Москве, Ленинграде и Киеве прошли выставки картин Зинаиды Серебряковой. Все эти выставки имели успех.

А в 1961 году к ней в Париж приехали два советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. В 1965 году, они устраивают её выставку в Москве.

Во время хрущёвской оттепели популярность творчества Зинаиды Серебряковой растёт. Альбомы с её картинами в СССР печатаются миллионными тиражами, её картинами восхищаются.

Последние большие выставки Зинаиды Серебряковой состоялась в 1966 году в Ленинграде и Киеве.

Дети Зинаиды Серебряковой, жившие с ней во Франции, тоже выбрали творческие профессии. Александр Борисович работал над оформлением интерьеров музеев, магазинов, особняков, парковых павильонов; делал декоративные панно, монументальные росписи. Екатерина Борисовна была художницей, член-основателем и почётным президентом Фонда Зинаиды Серебряковой во Франции.

Александр и Екатерина не только помогали матери материально, но и обустраивали ей быт. И сын и дочь не создали своих семей, продолжая до конца дней художницы жить с матерью.

Зинаида Серебрякова скончалась в возрасте 82 лет в 1967 году и была похоронена в Париже на эмигрантском кладбище Сен-Женевьев де Буа рядом с другими талантливыми людьми «от искусства»,

Сын и дочь продолжили заниматься организацией выставок художницы. Сейчас уже никого из детей Зинаиды Серебряковой в живых не осталось. Последней из них в 2014 году ушла Екатерина.

В СССР и России были выпущены почтовые марки, посвящённые Серебряковой. А в апреле 2017 года, к 130-летию художницы в Третьяковской галерее состоялась ещё одна выставка Зинаиды Серебряковой.

Портреты детей Зинаиды Серебряковой, её автопортреты, портреты русских девушек и женщин, завораживающие пейзажи, как мне кажется, никого не оставляют равнодушным. И невольно возникает мысль, что революции приносят людям одни беды, разлучают с родными, отрывают от родины, заставляют томиться и тосковать.

И хорошо, что хотя бы годы спустя наследие таких великих мастеров, как Зинаида Серебрякова не только доходит до Родины, но и становится всеобщим мировым достоянием.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.