Наступил момент, когда безоблачная жизнь семьи художницы, как впрочем, и всей страны закончилась. Уже шла первая мировая война и это чувствовалось по грозовой атмосфере, воцарившейся в стране.
Окончание. Начало
Октябрьская революция застала художницу в родном имении Нескучном. Потом началась гражданская война.
Муж Борис Серебряков сначала уехал в командировку в Сибирь, а потом его пригласили в Москву в качестве специалиста по дорожному строительству.
Ни сотовых телефонов, ни электронной почты тогда не было, а бумажные письма ползли медленно. Художница не получая подолгу известий от мужа, не находила себе места, так она писала брату Николаю: «…я здесь в безумном беспокойстве — вот 2 месяца, что не имею ни строчки от Бори, это так страшно, что я с ума схожу. В августе он писал часто, и письма доходили, а с 28-го никаких известий нет».
Постоянно думая о муже, Серебрякова написала четыре портрета мужа, которые хранятся в Третьяковской галерее и Новосибирской картинной галерее.
Решив вернуться, домой, в 1919 году Борис Серебряков в пути заразился сыпным тифом и дома скончался на руках у жены. Художница осталась с четырьмя детьми на руках. И в это же время тяжело заболела мать художницы Екатерина Николаевна Бенуа.
Сгорело имение «Нескучное» с большим количеством работ Серебряковой. Чтобы как-то выжить, женщина едет в Харьков, и устраивается на работу в Археологический музей, где делает наброски экспонатов.
Из-за того, что «Нескучное» было сожжено и разграблено, художница лишилась масляных красок и стала рисовать углём и карандашом.
Трагедию, которую Зинаида Серебрякова переживала в то время, она воплотила в картине «Карточный домик», на которой изобразила своих четверых осиротевших детей.
Чтобы выжить, многие художники рисовали портреты комиссаров, но Серебрякова делать этого не хотела. Не захотела она, и работать в модном тогда футуристическом стиле.
Испытывая острую нужду, художница продаёт свои картины и наброски не просто по бросовым ценам, а часто просто за еду.
В 1920 году художница добралась до Петербурга и поселилась в квартире деда, которая к этому времени стала коммуналкой, так как на уплотнение Бенуа подселили артистов МХАТА.
Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом в «Маринке» И художница вместе с ней посещала Мариинский театр, бывая и за кулисами.
В 1924 году 14 картин художницы были представлены на выставке в Нью-Йорке и имели большой успех. Особенно зрителей очаровала, написанная Зинаидой Серебряковой в 1923 году картина «Спящая девочка на красном одеяле».
Проданы были все представленные в Америке картины.
Оставив детей в России, Серебрякова осенью 1924 года уехала во Францию, она надеялась устроить в Париже выставку, добиться успеха, получить заказы и обеспечить семью.
Но вернуться на Родину ей не удалось, и художница оказалась оторванной от детей. Через год после отъезда художницы в Париж советские власти позволили переехать к матери среднему сыну Александру, а ещё через два года — младшей дочери Екатерине. Двое других детей художницы Евгений и Татьяна, вынужденно остались в Петербурге с матерью Зинаиды. Жили они очень бедно, часто голодали. Единственную оставленную семье комнату в квартире Бенуа, им приходилось отапливать самостоятельно. Художница увиделась с ними только через 36 лет.
Сначала Серебрякова жила по Нансеновскому паспорту и в 1947 году получила французское гражданство.
Годы, проведённые в Париже, проходили в тоске по детям, матери и родной стране.
Выставку устроить не удавалось долгое время, её первая выставка прошла только в 1927 году. Заработанные деньги художница отсылала матери и детям, себе оставляла крохотную сумму лишь на то, чтобы не умереть с голоду.
В 1928 и 1932 годах Зинаида Серебрякова ездила в Марокко, где писала с натуры арабских женщин, африканцев в ярких тюрбанах, Атласские горы. Интересен так же цикл её картин, изображающих рыбаков Бретани.
В 1933 году не выдержав ужасных условий жизни и голода, скончалась мать Зинаиды Екатерина. Николаевна.
Хорошо, что хоть дети к этому времени успели встать на ноги. И дочь и сын выбрали творческие профессии. Евгений стал архитектором и реставратором, а Татьяна — театральным художником и работала во МХАТе. Она стала заслуженным художником РСФСР. Они создали свои семьи, но никогда не забывали о матери и переписывались с ней.
Евгений Борисович, как реставратор ,после 1945 года участвовал в восстановлении архитектурных памятников Петергофа.
В 1930-е годы советская власть предложила Зинаиде Серебряковой вернуться на родину. Но художница как раз в это время работала над частным заказом в Бельгии. И вскоре началась Вторая мировая война. После окончания войны Зинаида Серебрякова уже была больна и не решилась на переезд.
В 1960 году в Париж разрешили выехать её дочери Татьяне. Так мать и дочь увиделись впервые после 36 лет разлуки.
И если сама художница вернуться на родину не смогла, то её картины вернулись в Россию. В 1960-х годах в Москве, Ленинграде и Киеве прошли выставки картин Зинаиды Серебряковой. Все эти выставки имели успех.
А в 1961 году к ней в Париж приехали два советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. В 1965 году, они устраивают её выставку в Москве.
Во время хрущёвской оттепели популярность творчества Зинаиды Серебряковой растёт. Альбомы с её картинами в СССР печатаются миллионными тиражами, её картинами восхищаются.
Последние большие выставки Зинаиды Серебряковой состоялась в 1966 году в Ленинграде и Киеве.
Дети Зинаиды Серебряковой, жившие с ней во Франции, тоже выбрали творческие профессии. Александр Борисович работал над оформлением интерьеров музеев, магазинов, особняков, парковых павильонов; делал декоративные панно, монументальные росписи. Екатерина Борисовна была художницей, член-основателем и почётным президентом Фонда Зинаиды Серебряковой во Франции.
Александр и Екатерина не только помогали матери материально, но и обустраивали ей быт. И сын и дочь не создали своих семей, продолжая до конца дней художницы жить с матерью.
Зинаида Серебрякова скончалась в возрасте 82 лет в 1967 году и была похоронена в Париже на эмигрантском кладбище Сен-Женевьев де Буа рядом с другими талантливыми людьми «от искусства»,
Сын и дочь продолжили заниматься организацией выставок художницы. Сейчас уже никого из детей Зинаиды Серебряковой в живых не осталось. Последней из них в 2014 году ушла Екатерина.
В СССР и России были выпущены почтовые марки, посвящённые Серебряковой. А в апреле 2017 года, к 130-летию художницы в Третьяковской галерее состоялась ещё одна выставка Зинаиды Серебряковой.
Портреты детей Зинаиды Серебряковой, её автопортреты, портреты русских девушек и женщин, завораживающие пейзажи, как мне кажется, никого не оставляют равнодушным. И невольно возникает мысль, что революции приносят людям одни беды, разлучают с родными, отрывают от родины, заставляют томиться и тосковать.
И хорошо, что хотя бы годы спустя наследие таких великих мастеров, как Зинаида Серебрякова не только доходит до Родины, но и становится всеобщим мировым достоянием.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.