«Африка, Африка! — восхищенно пела обезьянка Чичи в фильме «Айболит-66». — Это солнце, сколько хотите, это море, сколько хотите!»… А еще это — даже представить себе трудно, сколько народов, племен, кланов, языков, а, следовательно, совершенно разных женских судеб, и далеко не всегда солнечных…
Танцуй, пока молода
Центральная Африка. Где-то в недрах Намибии. Так называемый «Невестин поселок». Здесь собирают девиц на выданье со всей округи. Ах, как мило! Всеобщий «девичник» накануне свадьбы, совместное вышивание на пяльцах приданого, коллективные мечты о будущем семейном счастье…
Как бы не так. Цель мероприятия — проверка девушек в первую очередь на целомудрие. Потерявших невинность до первой брачной ночи могут и на костер отправить. Но даже драгоценная девственность — ничто перед другим важнейшим качеством, которым должна обладать здешняя невеста. Это выносливость. Оно и понятно, ведь, как правило, местным женщинам приходится выполнять тяжелую физическую работу под палящим солнцем. Однако многоуважаемая супруга вождя и прочие высокопоставленные дамы проверяют профпригодность девушек не на плантации, как можно было бы подумать, а на своеобразной дискотеке. Невест заставляют не работать, а петь и танцевать. Причем десять дней подряд, от восхода до заката, с небольшими перерывами на сон, пару бананов и глотков воды. Вечерами, чтобы добавить жару, посреди танцплощадки разжигают огромный костер. Ту недостойную, которая упадет без сил, потеряет сознание или, что еще хуже, откажется от дальнейшего участия в танцах, с позором прогоняют обратно в родительский дом. Замужество для нее заказано навсегда. «Пересдачи» в «невестином поселке» не предусмотрены ни за какие коврижки. Одной старой девой на свете станет больше.
Успешно отплясавшим чернокожим красавицам предстоит еще одно испытание — на плодовитость. Святой долг любой замужней африканки — произведение потомства. Горе той женщине, которая не может зачать ребенка в течение трех лет после свадьбы. Местные жители верят, что бесплодие женщины передается земле, садам и стадам ее мужа. А потом вечные неурожаи настигнут и остальных ее близких, и даже соседей. Так что, не дожидаясь всеобщей голодной смерти, многие племена просто-напросто изгоняют несчастную из деревни, более милосердные — возвращают родителям. А вот племя рунду проявляет в этом вопросе неслыханную мягкотелость — разрешает бесплодным женщинам симулировать беременность при помощи накладного живота, а потом изобразить роды — для того, чтобы в тот же день усыновить или удочерить новорожденного из многодетной семьи. По велению вождя, никто и никогда не посмеет открыть такому ребенку тайну его рождения. Все счастливы, все танцуют.
Красота по-африкански
Важна ли в судьбе африканских женщин красота? Смотря что понимать под этим словом. Модельная внешность, параметры 90х60х90, кукольное личико — это все прихоти «белого человека». В Африке извращаются по-своему. В племени банту особо ценят удлиненное, узкое лицо, а в племени акан восхищаются длинными прямыми носами, совершенно не характерными для негроидной расы. Женщины народности менде с раннего детства используют глину особого сорта для отбеливания лица. Это вовсе не означает, что чернокожие люди испытывают комплекс неполноценности по отношению к своим бывшим колонизаторам, все эти ухищрения существовали задолго до того, как жители Африки впервые увидели европейцев.
С древнейших времен представительницы прекрасного пола из различных племен украшают себя, как могут. Некоторые считают, что для дамы нет ничего привлекательнее шрамов, которые «зарабатываются» не в боях за лучших кавалеров, а тихо-мирно, в домашних условиях. Нежную девичью кожу разрезают в облюбованных местах стеклом или заточенным камнем, полученные кровоточащие раны натирают пометом животных, песком или золой, мучаются и стонут, и все это для того, чтобы в результате рубцы получились как можно более заметными, а значит, более привлекательными для мужского населения.
Другие чернокожие дамы исхитряются не оставить на себе живого места от вошедшего недавно в моду и у нас пирсинга. Первые проколы на ушках девочкам делают еще в младенчестве, только вставляют в них не золотые сережки, а нехилые грузики. К моменту полового созревания самой красивой девушкой считается та, чьи мочки ушей самые длинные. В других племенах малышкам принято делать отверстие в нижней губе и заделывать его украшением, диаметр которого постепенно увеличивают, а губа тем временем, естественно, растягивается все больше и больше. Мужчина, у которого, как говорится, губа не дура, и супругу выбирает себе под стать. Ведь чем более крупное украшение способна выдержать нежная губка его благоверной, тем выше его социальный статус.
А вот в странах Северной Африки с древних, зачастую голодных, времен красавицей называют ту, которая ломает любые весы своими килограммами. Гаваж, то есть насильственное непомерное кормление девочек, практикуется и в наши дни. Худая женщина считается некрасивой и не способной выносить здоровое потомство. Такую замуж не выдашь! Порой заботливые родители доходят до абсурда, пичкают дочерей как на убой, и в результате половина женщин в Тунисе и Марокко страдают ожирением, а, следовательно, целым рядом заболеваний, прежде всего диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, серьезными недомоганиями желудочно-кишечного тракта. Многие несчастные с трудом передвигаются по жизни и несвоевременно уходят в мир иной.
В Мавритании (северо-запад Западной Африки) гаваж вообще объявлен национальным бедствием. Тамошние жители, особенно в сельской местности, уверены, что женщины должны быть не просто полными, а огромными! Видимо, в пустыне, которая занимает большую территорию страны, такие тучные матроны — своеобразный запас пищи на черный день. Местные мужчины при этом отличаются стройностью и приверженностью традициям: лично контролируют процесс питания своих дочерей. В ходе исследования выяснилось, что у 15% мавританок из-за переедания трескалась кожа! А каждая пятая заявила, что ей ломали большие пальцы ног, чтобы заставить есть. Красота по-африкански требует кровавых жертв.
Не ходите, девочки, в Африку гулять…
Еще одна древняя традиция, с которой пытаются бороться современные продвинутые африканки — женское обрезание. Ампутация клитора, а то и всех гениталий — обычная практика по меньшей мере в двадцати восьми странах Африки, от все той же Мавритании и Берега Слоновой Кости на западе до Египта, Сомали и Танзании на востоке. Эта операция считается священным ритуалом и символизирует «очищение» девочки приблизительно от шести до двенадцати лет, ее переход в ранг взрослой женщины. По убеждению их матерей, необрезанную девушку никто не захочет взять в жены. В Судане убеждены, что такое «недоделанное существо» будет все время слишком возбуждено, начнет гулять направо и налево и не сможет должным образом сосредоточиться на домашнем хозяйстве. К тому же «без обрезания не рождаются мальчики», и никакие научные доводы не убедят суданцев в абсурдности этого постулата. Жители Нигерии верят, что если женский клитор не удалить, то контакт с ним убьет ребенка при рождении. А в некоторых особенно глухих местах люди из поколения в поколение передают поверье о том, что необрезанные женские гениталии продолжают расти и превращаются в огромный фаллос. Хороша будет ваша любимая дочурка с такой вот… частью тела?!
Еще в декабре 1997 года Верховный суд Египта признал операцию по обрезанию незаконной, и женщины всей Африки обрели надежду, что это станет вехой в искоренении варварской традиции. Но, увы, обрезание продолжают делать, только теперь подпольно, а значит, в антисанитарных условиях, без дезинфекции и анестезии. В качестве хирургических инструментов используются ножи, бритвенные лезвия и даже битые бутылки. От сильного кровотечения и боли девочки иногда умирают прямо во время «очищения». У выживших возникают осложнения, которые досаждают им на протяжении всей жизни: инфекции, сильные боли во время менструаций, тяжелейшие роды, не говоря уже о постоянной сексуальной неудовлетворенности. Но, несмотря на риск, матери, приводящие своих дочерей на операцию к какой-нибудь местной повивальной бабке, свято верят, что творят праведное дело. И в самом деле, необрезанные девочки становятся изгоями, их шансы создать семью равны нулю.
А у народности сабини, что в Уганде, необрезанные женщины вообще не считаются ни женщинами, ни соплеменницами. Их называют «девочками» вне зависимости от возраста, запрещают участвовать в делах общины даже в качестве слуг. В племени масаи, проживающем в Кении и Танзании, практикуется публичное обрезание, дабы будущие мужья могли видеть, что берут в жены «качественный товар».
Что прикажете делать в такой ситуации властям — арестовывать и наказывать целые деревни? Чтобы ритуал «очищения» остался в прошлом, в настоящем нужно очистить сознание от древних предрассудков, а это дело нелегкое. А пока даже высокообразованные африканки везут своих дочурок в Европу. Не только за элитными дипломами, но и за профессиональными операциями по женскому обрезанию в дорогостоящих клиниках…
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.