Валаам – «Высокая земля»

Валаам – «Высокая земля»

Остров Валаам на севере Ладоги знаменит, прежде всего, тем, что на нем расположен Преображенский монастырь, основанный в XIV в.

Версии названия

Местные монахи объясняли название острова так: якобы слово «Валамо» созвучно с именем языческого божества – Ваала или Велеса. Возникновение здесь обители они относили аж ко времени крещения Киевской Руси. Экскурсоводы же обычно утверждают, что название острова происходит от карельского «вуалу» (вал, насыпь) и «моа» (земля), т.е. Валаам – «Высокая земля». Еще один вариант — «Земля света», от финского «вало» — свет и «маа» — земля. Есть еще вариант происхождения от слова «валимо», означавшего место, где выплавляется железо. А вот специалисты куда более вероятным считают происхождение от саамского существительного «вуульм» – «скальная плита на воде».


Валаам – «Высокая земля»

История основания обители действительно уходит в глубокую древность. Для уединения и молитв сюда тянулись пустынники и иноки. Летописец Нестор даже упоминает о путешествии по Днепру и Волхову апостола Андрея Первозванного, который, достигши пустынной обители, благословил ее каменным крестом.

Пустынножитель Сергий, которого позже стали именовать Валаамским, был одним из учеников апостола и просветителем язычников, а среди них – некоего Мунга, получившего при крещении имя Герман и ставшего впоследствии преемником св. Сергия.

Но существует и иная версия. Будто бы еще до принятия христианства на Руси на Валааме уже существовал монастырь, настоятелем которого был игумен Феоктист; здесь крестили язычников, которые и отправлялись на юг сокрушать языческих идолов…

История строительства

Достоверная история Валаамского монастыря начинается все же только с XIV столетия. Арсений, автор «Летописи церковных событий», даже называет 1329 год как действительную дату основания обители. В последнее время, благодаря открытию ранее неизвестного литературного памятника «Сказание о Валаамском монастыре», датируемого примерно концом 1550-х гг., удалось уточнить время основания: 1407-1415 гг.


Валаам – «Высокая земля»

Расцвет этой «честной и великой лавры» пришелся на XV столетие; тогда здесь обитало около 600 монахов. А обитель была одним из крупнейшим центров книгописания на Руси, и с Валаамом были связаны имена многих подвижников христовой веры.

Но уже век спустя наступило запустение. И это было связано не только с нападением шведов и убийством нескольких десятков монахов. Дело довершила моровая язва.

Благодаря победам Петра I в Северной войне шведы были изгнаны с Ладоги. Возобновилась и деятельность Валаамского монастыря. В 1719 г. был освящен Спасо-Преображенский собор, возведена Успенская церковь.

Уже в XVIII в. началось каменное строительство. Сам монастырь по главному собору получил название Спасо-Преображенского. С тех пор Валаам стал центром православной культуры края. В нем жил основатель Соловецкого монастыря инок Саватий. Именно при нем в древней обители появилось множество каменных зданий.

К самым известным и почитаемым святителям Валаамской обители принадлежит Александр Свирский, пришедший на остров Валаам в 1474 г. В память о нем, его подвижничестве один из островов Валаамского архипелага в XIX в. был назван Святым. На нем была выстроена нарядная деревянная церковь во имя преподобного Александра Свирского. Взметнувшийся со дна Ладоги отвесной скалой – таким этот клочок суши выглядит на известной картине Н.К. Рериха «Святой остров» — он кажется суровым, одиноким и необжитым…


Валаам – «Высокая земля»

Последней постройкой обители стала каменная церковь Смоленского скита, сооруженная на средства великого князя Николая Николаевича в 1914 г., во время Первой мировой войны. Здесь поминали всех погибших в боях воинов.

Упадок и возрождение

После того как в 1843 г. с Валаамом было открыто регулярное пароходное сообщение, толпы паломников устремились на остров; для них была выстроена гостиница. Здесь работали кожевенный и смоляной заводы, ферма, обрабатывались огорода и сады – одних яблок вызревало до 60 сортов…

После 1917 г. Валаам временно отошел к Финляндии; остров стал пограничным, и в нем разместилась финская воинская часть. В оставшихся кельях продолжала теплиться жизнь, правда, служба велась уже на финском языке. Понятно, что большинство монахов ушли в иные края, а многие скиты опустели. Завершение советско-финской войны внесло свои коррективы в монашескую жизнь: часть братии была эвакуирована в глубь Финляндии, в поселок Хейнявеси, где был основан Ново-Валаамский монастырь. Примечательно, что в 1984 г. в возрасте 107 лет здесь скончался последний приехавший с Валаама монах…

Потери в советско-финской войне были немалые, бомбардировки уничтожили часть зданий. Но Божий промысел уберег главный собор монастыря и его огромное, в 30 тыс. томов, книгохранилище. Однако в послевоенные времена агрессивного атеизма, как сказал один бывший игумен монастыря, за его многовековую историю впервые настали дни «самоопустошения и самоистребления». О какой духовности можно было говорить, если старинными книгами топили печи…

В опустевших монастырских постройках сначала разместились школа юнг, овощехранилище, клуб, затем дом инвалидов… С 1989 г. начала постепенно возобновляться монашеская жизнь. Через несколько лет президент Борис Ельцин с подачи патриарха Алексия предоставил Валааму особый статус.

Валаамские круизы вдохнули в остров новую жизнь. В Воскресенском скиту была открыта туристическая база, куда потянулись художники, ученые, прочий творческий люд… Дом инвалидов переехал на материк, для коренных жителей открыли школу. Началось и возрождение монастыря…


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.