Скорее всего, в вашем представлении «шопоголик» — это легкомысленная девица с золотой кредитной карточкой, скупающая охапками брендовые вещи ведущих дизайнерских фирм. Ну, то есть, нам-то что беспокоиться, правда? Но не все так просто и очевидно. Шопоголизм совсем не зависит от наличия или отсутствия денег, и можно быть шопоголиком (и страдать от этого) при любых доходах. Если вы чувствуете, что это не покупки работают на вас, а вы — на покупки, то с большой вероятностью вы уже встали на скользкую дорожку шопоголизма.
Шопоголизм начинается с мелочей. Казалось бы, что плохого в мелких недорогих покупках, если они так радуют сердце? Эти мелочи настолько незначительны, что вначале вы не видите в этом проблемы. Вам даже может казаться, что тем самым вы экономите деньги. Но – «вода камень точит», и «тысяча мелочей» вдруг наносит сокрушительный удар по семейному бюджету.
Есть несколько признаков, по которым можно опознать и «задушить в себе» шопоголика:
Если вы сегодня ничего не купили – день прожит зря.
Нет, речь идет не о купленном и съеденном пирожке. А о небольших, с виду невинных вещах, приобретенных исключительно с целью побаловать себя – новой помаде, хотя у вас уже имеется куча помад сходного оттенка, новой побрякушки, когда вам и старые-то некуда надевать, нового кошелечка – красиво же! Эти вещи могут не бить больно по бюджету, но если не проходит и дня, чтобы вы чего-то не купили, то это говорит о недостатке у вас контроля над собственными побуждениями, то есть о склонности к импульсивному поведению. Одним из проявлений которого и является шопоголизм.
Покупка чего-либо приносит вам удовольствие.
После напряженного рабочего дня такое удовольствие пройтись по красивым магазинам или поваляться на диване и полистать сайты интернет-магазинов! И вот вы практически незаметно для себя заказываете новую блузку, которая вам «давно нужна», и с нетерпением предвкушаете покупку. Другими словами, шопинг избавляет вас от стресса.
… Но это удовольствие длится недолго.
После ажиотажа самого процесса покупки, предвкушаемого ожидания и ношения или использования вожделенной вещи в первый раз, вы становитесь к ней равнодушны или начинаете ощущать вину за ее приобретение. А затем ваше внимание переключается на новый «сверкающий» объект, который вам тоже становится жизненно «необходим». Этот цикл называется «гедонической спиралью»: вы приобретаете вещь, которая должна «принести вам счастье», и на какое-то краткое время она действительно его приносит, а затем наступает эмоциональное опустошение, избавиться от которого можно покупкой следующей вещи. Получается замкнутый круг, когда проблема не решается, а вновь и вновь прокручивается.
Вы каждый месяц влезаете в долги.
Ситуация становится по-настоящему опасной, если для потакания своему шопоголизму вам приходится залезать в долги, брать кредиты или копить неоплаченные счета. Бывают, конечно, случаи, когда действительно предстоит неотложная крупная покупка, и тогда можно позволить себе какое-то время жить «взаймы», но это не должно происходить регулярно. Тем более, что долги имеют свойство накапливаться как снежный ком. Ели вам каждый месяц не удается сводить концы с концами, то вы должны более ответственно подходить к распоряжению своими финансами и пересмотреть свои доходы и расходы.
Вы убеждаете себя, что на распродажах вы экономите деньги.
Продавцы издавна наживаются на психологических приманках распродаж. Шопоголикам необходимо легальное оправдание своих трат, и благодаря «распродажам» они его получают. Между тем, деньги-то все равно тратятся, неважно, сэкономили ли вы 10% или 40% от ранее заявленной цены. Как учили нас классики политэкономии, стоимость вещи та, которую вы готовы за нее заплатить. И пятнадцатая похожая или ненужная вещь в вашем шкафу (на черный день, который вряд ли когда-нибудь наступит) – это отнюдь не экономия, а старый добрый шопоголизм.
Вы оправдываетесь за свои покупки.
Если вы покупаете пару кроссовок взамен изношенных, то вам точно не придется оправдывать свою покупку, ни в своих глазах, ни в чьих бы то ни было. Вы имеете на это полное право, потому что это вынужденная необходимость. Но если это четвертая пара солнечных очков, то велики шансы, что вам потребуется для их покупки легальное объяснение («Они совсем другие!», «К белому платью!» и т.п.), неважно, перед самой собой или перед своей второй половиной. Тогда как проще и честнее было бы объяснить покупку просто бесполезной тратой денег. Мы можем убедить себя и других в чем угодно, но в глубине души мы все равно знаем, что сделали что-то не то. И чем чаще вы будете прислушиваться к этому тонкому противному голоску, тем менее зависимы от шопоголизма вы будете.
Если вы подозреваете в себе шопоголика, то скорее всего вы им и являетесь. Можно ли победить в себе это пристрастие? Психологи предлагают несколько простых методов:
•Внимательно пересмотрите свои доходы и расходы. Выделите себе ежемесячно на неожиданные покупки некоторую сумму, свыше которой тратить нельзя ни в коем случае, и постарайтесь держаться до конца. Еще лучше – как можно дольше не тратить ее в ожидании действительно стоящей вещи.
•При покупке вещи постарайтесь проанализировать свои эмоции. Действительно ли вам необходима эта вещь или вы покупаете ее лишь для настроения? Можно ли заменить ее более дешевым аналогом? Нет ли у вас уже похожих вещей? Можно ли отложить покупку на пару дней? Зачастую подобные рассуждения позволяют достаточно остыть, чтобы не поддаваться первому порыву.
•Попробуйте копить на что-то, что наверняка принесет вам удовольствие. Например, на путешествие. И каждый раз при соблазне потратить деньги на очередную безделушку, представляйте себе эту поездку и те впечатления, которые она вам принесет. Скорее всего, ваша заветная мечта перевесит мгновенную прихоть.
•Если трата небольшой суммы денег приносит вам моральное удовлетворение, попробуйте потратить ее на доброе дело. Например, перевести на лечение больному малышу. Поверьте, удовольствие будет двойным!
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.