Своя игра

Своя игра

«Люди, которые играют в игры, игры, в которые играют люди» – всем известный бестселлер американского психолога и психиатра Эрика Берна, опубликованный еще в 1964 году, не перестал быть актуальным и постоянно берет первые места в рейтингах продаж психологической литературы. И тем не менее, узнав об играх и научившись их понимать, мы продолжаем жить в мире, в котором кто-то раскручивает рулетку, а кто-то выкладывает фишки и выигрывает или проигрывает. Здорово было бы научиться играть в свою собственную игру. Но возможно ли это…

Мы обречены на игры

Мы люди, существа общественные, и живем в мире людей, то есть, обречены на взаимоотношения с ними. А любые взаимоотношения – это в определенном смысле игра. У них есть свои правила, которым мы вынуждены подчиняться, чтобы не чувствовать себя изгоем и не попасть за решетку или не быть сбитым машиной. Это игры нашего сосуществования, которые необходимы нам для выживания. Люди закрепляют их в законах, декларациях, конституциях, вечных книгах и выполняют, чтобы чувствовать себя своим в стае и выжить.

Но есть игры иного рода, которые мы придумываем, чтоб комфортно чувствовать себя с близкими людьми. В семье, в коллективе, в очереди, в общественном транспорте и т.д. То есть везде, где жизнь сталкивает нас с людьми, есть игры, правила которых мы должны соблюдать.

Игры психологические, то есть те, которые люди устраивают ради получения тех или иных психологических бонусов, иллюстрирующие их комплексы, детские травмы, ошибки описаны в книге Берна. И мы можем дополнить ее своими примерами, вспомнив как сами играем во влюбленность, обиду, агрессию, жертвенность, чтобы получить от других людей те преференции, которые нам необходимы, чтобы удовлетворить потребности во внимании, любви и признании. Берн назвал их «поглаживаниями». Все эти «здравствуйте», «спасибо», «благодарю», «извините» – ни что иное, как элемент общей игры, где все друг друга «поглаживают».

Социальная иерархия

Кроме придуманных людьми игр есть такое понятие, как распределение социальных ролей. Впервые об этом заговорили после опубликования результатов лабораторных исследований крысиного сообщества, проведенных французским исследователем доктором Дидье Дезором в университете Нэнси. Он начал свое наблюдение над шестью крысами, помещенными в специальный вольер с бассейном. Крысам нужно было добывать корм, проплывая под водой и доставая его на платформе. После нескольких часов голодания крысы, помещенные в такие условия, разделились на три категории. Два «эксплуататора», которые не плавали за галетами, а отбирали их у других крыс, три рабочих, то есть «эксплуатируемых», что плавали за кормом и отдавали его эксплуататорам. И один независимый пловец, который сам плавал, сам защищал свой корм и сам его съедал.

Сколько бы раз ни проводил Дезор свой опыт, как бы ни отбирал крыс, сажая в клетку только эксплуататоров или только самостоятельных, результат оказывался всегда один и тот же. В крысином сообществе возникала строгая социальная иерархия: два господина, три раба, один изгой (самостоятельный).

Дезор пошел дальше в своих исследованиях и посадил в клетку уже двести животных. Всю ночь они жестоко сражались за первенство и к утру в клетке было несколько трупов и снова четкое распределение ролей. Только теперь более разветвленное. Появились свои генералы, лейтенанты, которые носили им еду, лейтенантам подчинялись рядовые и также всегда были те, кто играл в свою игру, то есть был сам себе господин. Игра оставалась все той же, только правила ее несколько усложнились, а состав игроков структурировался и стал разнообразнее. Кстати, в этой модели появились крысы, которые не были ни рабами, ни самостоятельными, они, если можно так выразиться, были бомжами. Подбирали крошки, которые остались после кормёжки всех остальных.

Конечно, Дидье Дезор перенес крысиные законы на общество людей. И психологи всего мира стали проверять, работают ли они среди нас. Оказалось, в тюрьме действуют именно такие социальные иерархии, как в опыте Дезора. Что касается свободных крыс (и соответственно людей), то довольно трудно отследить, соблюдается ли такая игровая модель.

Но в определенном смысле мы можем ее наблюдать ежедневно в нашем мире, где все мы являемся клиентами, потребителями и привязаны к тем или иным кормушкам.

Своя игра

Если бы вас спросили, к какой категории подопытных крыс вы могли бы отнести себя, конечно, вы сказали бы, что ведете свою игру. Но откровенно говоря, таких людей практически не существует, потому что все мы так или иначе играем роль то раба, то рабовладельца, то изгоя. Мы, по большей части, исполнители и носим корм, зарабатываем деньги для своего начальника, удовлетворяем запросы своих рабовладельцев-клиентов, оказываем услуги, выполняем задания других крыс (то есть людей). Даже начиная собственный бизнес, мы все равно зависим от более высокого эшелона власти, занимая в «пищевой цепочке» свое определенное место.

Если ты полностью зависишь от мира и людей вокруг, можно ли в таких условиях говорить о своей игре? Мне кажется, что можно. Если ты живешь осознанно. То есть понимаешь, что в тот или иной период жизни для собственной выгоды, выживания или комфорта, выполняешь определенные ритуалы и соблюдаешь условия. Когда ты
•понимаешь, зачем это делаешь;
•можешь отказаться от игры;
•можешь ее продолжать.

Тогда ты скорее не игрок, а наблюдатель за самим собой. Ты будто присутствуешь в своей жизни и одновременно находишься в зрительном зале. А потом идешь домой и там играешь свою собственную игру в свою собственную, никому не подчиняющуюся жизнь наедине с самим собой или самыми близкими людьми.

Кто такие эти близкие люди?

Это те, с которыми ты
•можешь быть собой;
•не бояться быть отвергнутым или непонятым;
•можешь поступать спонтанно;
•можешь играть в свою игру.

В идеале человек должен жить с близкими людьми и играть в свою игру, тогда он будет счастливым. Даже если ему приходится выполнять тысячи ритуалов, правил и законов всеобщей великой игры, он должен помнить о законах более высокого плана, которые распространяются на всю Вселенную.

Когда человек живет по законам Вселенной, он играет в игру неба. А это и есть своя игра, потому что он явился на эту землю по замыслу неба, для выполнения какой-то своей одному ему предназначенной задачи. А значит, найдя ее и выполняя ее, он и получает право играть в свою собственную игру.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.