Комическая традиция существовала во все времена. Издавна народ веселили скоморохи и шуты. Зачастую они несли, на первый взгляд, всякий вздор. Но порой за этим вздором скрывались очень серьезные вещи, и к шуткам их внимательно прислушивались даже власть предержащие.
От артистов до прорицателей
Скоморохи были по сути дела комическими актерами – они устраивали представления для публики. Нередко им случалось во время своих выступлений высмеивать дворян, купцов и даже священников, а то и самих правителей. Поэтому власть скоморошьи действа не поощряла. Бывало, артистов даже сажали в тюрьму или наказывали плетьми. Но в народе они неизменно пользовались популярностью.
При дворах монархов и высшей знати обычно жили шуты, иногда карлики, которые смешили одним своим видом. Представлений они не давали, их обязанностью было развлекать своих господ, не давать им скучать. Многие шуты были действительно остры на язык и могли высказать господину или госпоже нелицеприятные вещи, за которые простым смертным бы не поздоровилось. Однако придворным «дурачкам» все прощалось. Иногда хозяева даже прислушивались к их критике и принимали ее во внимание.
Особой кастой считались блаженные и юродивые. Как правило, это были люди «не в себе», они вели себя «по-дурацки», могли высмеять и важную особу. Но если скоморохов церковь осуждала и преследовала, то к юродивым она благоволила.
Эти явные или мнимые безумцы не только развлекали публику или кого-то обличали, но и, по мнению многих их современников, обладали даром прорицания. Вели они себя эффектно и впечатляюще: нередко «задирали» зрителей, швыряли в них камнями, грязью и нечистотами, плевались, мололи «зашифрованные» словеса. В России юродство славилось куда больше, чем отдававшая Западом мода на шутов.
Шутки грозного царя
Юродства, лицедейства не чурались и особы царского рода. Например, Иван Грозный имел привычку наряжаться в сермягу и переезжать из Кремля, сажая вместо себя царем на Москве некоего Бекбулатовича, к которому велел приезжать боярам на поклон… Юродствующий государь придумал себе и псевдоним – «Парфений Уродивый», а в посланиях от имени последнего называл себя «окаянным», «убогим духом и нищим», «скверным и душегубцем», «псом смердящим».
Из загородного дворца царь выезжал в Москву в сопровождении трехсот стрельцов, а впереди в золотых одеждах, в колпаке с нашитыми на нем ослиными ушами и серебряными бубенцами верхом на огромном быке ехал шут Осип Гвоздь. Он был сыном князя Примакова-Ростовского и такое прозвище получил за свое соленое остроумие.
Случилась как-то с его стороны неосторожная шутка в адрес самого царя. И вот что за этим последовало.
«Однажды, — свидетельствовал современник, — когда он особенно прибегал к шуткам, тиран велел ему отойти от стола и тем временем приказал принести кипящие щи. Затем тиран велел его позвать и подойти поближе. Как только тот подошел и склонил голову в поклоне, тиран опрокинул ему на голову эти кипящие щи с капустой. Тот закричал от боли…» Ну, ладно бы, «пошутил» царь по-грозному и завершил бы все хохотом. Так нет, Иван Васильевич догнал Гвоздя и вонзил в него свой нож… Затем велел позвать врача. Когда выяснилось, что помощь бесполезна, царь, почитающий Бога, сострил: «Так пусть дьявол приберет его, раз он не пожелал ожить!»
Юродство – это вид святости, которая, не желая быть узнанной, надевает на себя маску нелепости и шутовства. Юродивый в чем-то сродни библейскому пророку – в умении предсказывать, но еще больше в обличении. Юродивый стремится, как сказано в одном церковном песнопении, «безумием мнимым безумие мира обличить». Он противостоит не только «безумию» повседневных грехов, но и преступлениям власти. Когда Иван Грозный, жестоко разорив Новгород и покарав его жителей, двинулся на Псков, на пути ему повстречался юродивый Никола Салос. В качестве угощения, по преданию, он предложил царю кусок сырого мяса. На возражение грозного властителя, что он не ест мяса в пост, Никола мужественно и дерзко ответил, что тот делает и худшие вещи – ест плоть христиан… Потрясенный этой встречей и откровенной речью «божьего человека», Иван Грозный не тронул псковичей и вернулся в Москву.
Комическая власть
По прошествии веков шутовство и юродство пошло на убыль. Роль потешников и смехачей постепенно перешла к профессиональным актерам. Но традиция сохранилась. Любил потешаться над соратниками, как над шутами, «вождь всех времен и народов» Иосиф Сталин. Говорят, он наслаждался, тайно наблюдая за судами над сановными «врагами народа», которые превращались в настоящие спектакли. А Никита Хрущев развлекал своих заморских «коллег», стуча снятым ботинком по трибуне.
В наше время не редкость телевизионные шоу, во время которых участники выплескивают оппонентам в лицо воду из стакана, таскают друг друга за волосы, швыряют в недругов папки и другие предметы, не к месту устраивают пляски… Что это, как не новая форма шутовства?
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.