Шивананда-йога – еще одна школа йоги, подаренная Западному миру Индией. Автором данного направления является Свами Шивананда. Собственно, его именем и было названо придуманное им направление йоги.
Родился Свами Шивананда в Индии в 1887 году. По профессии он был хирургом, практиковал в Малайзии. Однажды ему удалось исцелить одного монаха, который в знак благодарности познакомил доктора с йогой. С тех пор Шивананда увлекся древней индийской философией и переехал в Ришикеш. Этот святой город расположен на севере Индии у самого подножья Гималаев и считается мировой столицей йоги. Здесь Шивананду нашел своего учителя по йоге и долгие годы занимался ею. Позже Шивананду сам стал учителем и основал ашрам — Общество Божественной Жизни, написал более 200 книг и разработал собственный стиль йоги. Именно Шивананда создал Лесную академию йоги и Веданты, по образцу которой теперь устроены курсы обучения учителей йоги в Западном мире.
В конце 50-х годов прошлого века ученик Свами Шивананды — Свами Вишнудевананду – приехал на Запад, чтобы познакомить здесь людей со школой йоги своего учителя. Первый курс обучения учителей йоги он организовал в Канаде в 1969 году, а первый Шивананда йога центр создал в Вене в 1974 году. Любопытно, что Вишнудевананду во время службы в армии был военным пилотом. Этот опыт пригодился ему в 70-х годах прошлого века, когда он на собственном самолете побывал в таких горячих точках, как Северная Ирландия, Ближний Восток, еще разделенный в то время Берлин.
В 1963 году Шивананды не стало, а в 1993 году умер и его ученик и верный последователь Вишнудевананду, но их школа йоги жива и завоевывает все больше почитателей по всему миру. На сегодня Курсы учителей йоги ежегодно выпускают более 1000 человек, а количество Шивананда центров и ашрамов по всему миру уже приближается к сотне.
В чем же особенности Шивананда йоги, и чем она привлекательна для западного человека? Сам создатель направления говорил: «Служи, люби, дари, очищайся, медитируй, реализуйся!» Его йога основа на пяти основных принципах, которые во многом схожи со стилем йоги Патанджали. Система Шивананды явилась неким синтезом таких известных школ как Раджа Йога, Карма Йога, Джняна и Бхакти. Вот 5 принципов, на которых строится Шивананда-йога:
1. Выполнение физических упражнений – асан;
2. Выполнение дыхательных упражнений – пранаям;
3. Расслабление в Шавасане;
4. Вегетарианство;
5. Духовное развитие с помощью чтения священных текстов и медитации.
Первый принцип Шавананда-йоги реализуется с помощью определенного набора асан. В качестве разминки используется комплекс Приветствие Солнцу (Сурья Намаскар).
Далее выполняется последовательность из следующих 12 асан:
1. Баланс на голове (Ширшасана);
2. Баланс на плечах (Сарвангасана);
3. Поза плуга (Халасана);
4. Поза рыбы (Матсиасана);
5. Наклон к ногам сидя (Пашчимоттанасана);
6. Поза кобры (Бхуджангасана);
7. Поза кузнечика (Шалабхасана);
8. Поза лука (Дханурасана);
9. Поза царя рыб (Ардха Матсиендрасана);
10. Поза журавля (Бакасана);
11. Наклон к ногам стоя с захватом стоп (Падахастасана);
12. Поза вытянутого треугольника — Триконасана;
Как видите, асаны в Шавананда-йоге по большей части практикуются несложные и реальны для освоения даже новичком. Однако пусть это не отталкивает тех, кто свой уровень в хатха йоге считает достаточно высоким и ищет развития. Для таких учеников предлагаются более сложные варианты выполнения упомянутых выше 12 асан.
Эти 12 асан для тренировки Шивананда выбрал не случайно. Так как он был практикующим врачом, то свою систему строил на глубоком терапевтическом эффекте. Поэтому благодаря регулярным занятиям Шивананда-йогой улучшается работа кровеносной, дыхательной, эндокринной систем, улучшается гибкость позвоночника, оздоравливается и омолаживается весь организм.
Почему мы заявляем в заголовке статьи о том, что Шивананда-йога – это пусть к спокойствию и осознанности? Дело в том, что вся практика проходит в расслабленном состоянии. И даже перед тем, как приступить к выполнению асан, практикующие вначале учатся физическому и ментальному спокойствию. Шивананда считал, что именно в состоянии релакса йога-асаны приносят максимальную пользу практикующему.
Начинается занятие с пения мантр, затем преподаватель предложит упражнения на дыхание (капалабхати, анулома-вилома), концентрацию и расслабление. И только затем ученики переходят к выполнению разогревающего комплекса «Сурья намаскар» и упомянутых выше 12 асан, вариации выполнения которых для каждого подбираются преподавателем индивидуально с учетом физиологических особенностей. Несколько раз за занятие обязательно выполняется расслабляющая Шавасана. Это делается для того, чтобы настроить свободное течение праны по энергетическим каналам в теле человека.
Благодаря этому устраняются зажимы и эмоциональные блоки, а им на смену приходит гибкость физическая и психическая. Завершается практика пением мантр.
С уверенностью можно говорить, что данная школа йоги подойдет всем тем, кто наряду с физическим развитием своего тела хочет развиваться духовно, изучать индийскую культуру, Священные писания, заниматься медитациями и осваивать пранаямы. Однако, если духовная составляющая вам не интересна, или вы чувствуете, что просто не «доросли» до нее в своем развитии, то лучше обратить внимание на другие школы йоги, о которых мы постоянно рассказываем вам на йога-страничках нашего интернет-издания.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.