В последние два года на самом высоком уровне ведется интенсивное обсуждение необходимости введения в школах программы сексуального воспитания подростков. При этом сторонники этого ссылаются на аналогичные программы, внедренные в 80-90-х годах в образовательных учреждениях Европы и Америки.
Их суть сводится к раннему преподаванию детям, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, основ физиологии и анатомии человеческого тела, вопросов, связанных с зачатием, контрацепцией и деторождением, в том числе в рамках таких курсов дается исчерпывающая информация и по абортам.
Мне не понятно одно – почему люди, от которых зависит принятие этого очень важного для страны решения, не учитывают, что в той же Америке от этой программы уже отказались в большинстве штатов, так как ее внедрение привело к обратному эффекту: росту числа абортов среди подростков и более раннему началу половой жизни? Кстати, аналогичный результат, а вернее, отсутствие такового, получили и страны Западной Европы, попытавшиеся повлиять на подростковую сексуальность и возникающие в связи с этим проблемы при помощи сексуального просвещения.
В так любимой многими нашими чиновниками Америке на протяжении более чем пятнадцати лет набирает обороты диаметрально противоположная по сути образовательная программа, направленная на развитие в первую очередь характера ребенка. Ее главные цели: формирование ответственного отношения к своим желаниям, в том числе к сексу, умение говорить «нет», пропаганда целомудрия и воздержания до брака. Половое воспитание такого рода основано на вечных ценностях, универсальных для любого человека, независимо от его национальности и вероисповедания: верность, взаимное уважение, порядочность, честность, самоотверженность.
В школах, где была внедрена новая образовательная программа, эффективность курса превзошла самые смелые ожидания: в разы сократилось число абортов среди подростков, заболеваемость ИППП. Объясняется это очень просто – программа полового воспитания, основанная на идеологии воздержания до брака, борется с причиной многих подростковых проблем – с ранним началом половой жизни, а не с ее последствиями. В тех школах, где была внедрена новая система, отмечено существенное улучшение успеваемости, реже стали возникать конфликтные ситуации между детьми, поведение учащихся в целом стало более спокойным и доброжелательным.
Новая система полового воспитания детей и подростков позволила обратить внимание общественности и на другую печальную сторону раннего сексуального опыта, о которой часто забывают: его разрушительное влияние на незрелую психику и нравственность подростка. Результаты социологического опроса, опубликованные в журнале «Педиатрикс» (июнь 1991 г., США) свидетельствуют, что среди девушек в возрасте до 17 лет, ведущих активную половую жизнь, число самоубийств, по сравнению с девственницами, выше в 6 раз, а случаи наркомании встречаются чаще в 10 раз!
Кстати, положительным следствием пропаганды воздержания до брака стал заметный рост числа многодетных семей. В среднестатистической американской семье сейчас воспитываются четыре – пять детей, а зачастую и больше, тогда как в русской – один — два, и дело далеко не только в пресловутой финансовой обеспеченности. В России наблюдается катастрофическая деградация семейных ценностей, и если ситуация не изменится в ближайшее время, мы просто-напросто вымрем, как мамонты. По статистике, в России около 6% семей имеют трех и более детей, а для того чтобы страна перестала вымирать – их должно быть в десять раз больше.
Теперь, когда мы ознакомились с опытом зарубежных стран и имеем общее представление о положении дел в нашем обществе, давайте вместе попробуем ответить на извечный вопрос: «Что делать?» Я выскажу вам свой взгляд на решение проблемы, с которым вы вправе не согласиться. Ведь в споре, как известно, рождается истина!
Начну с того, что я категорически против навязываемой нам программы сексуального просвещения, но я также не могу согласиться с мнением некоторых православных священников о полной недопустимости полового воспитания детей и подростков. Конечно, в идеале таким воспитанием должна заниматься семья, а точнее родители, но, к сожалению, многие из них сами не имеют достаточного уровня знаний по многим вопросам, а некоторые еще и страдают различными формами неврозов на сексуальной почве. С другой стороны, наши учителя в массе своей тоже абсолютно не подходят для этой цели. Так где же выход?
Во-первых, я убеждена, что вмешательство воспитателей, педагогов и других специалистов в половое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста без показаний недопустимо. Если в это время и нужно кого-нибудь обучать, так это их родителей. Им действительно было бы не лишним узнать о психологических особенностях развития детей в разные возрастные периоды, о том, как правильно отвечать на «трудные» вопросы, на какие моменты следует обратить внимание при воспитании мальчика или девочки. Такие тематические беседы можно было бы организовать при детских поликлиниках, в детских садах или школах.
Во-вторых, те или иные вопросы взаимоотношений полов вполне могут рассматриваться в рамках имеющихся школьных предметов и программ. Взять хотя бы «Анну Каренину». Чем не материал для серьезной беседы с ребятами о супружеской верности, чести и порядочности, материнских обязанностях, умении предвидеть последствия своих поступков? Ведь половое воспитание – это, в первую очередь, гармоничное развитие личности, а не свод правил и приемов секса.
На биологии учитель должен спокойно рассказать детям о строении человеческого тела, принципиальных отличиях в функционировании женского и мужского организма. Анатомия человека изучается сейчас в 8 классе, то есть в возрасте 14-15 лет, что, на мой взгляд, является оптимальным. Я поддерживаю тех учителей, которые проводят подобные занятия для мальчиков и девочек отдельно: это позволяет исключить неизбежных при совместном уроке смешков и глупых шуток, кроме того, дети в этом случае чувствуют себя более раскованно и могут спокойно задать интересующие их вопросы. Акцент во время беседы должен быть сделан на половой гигиене, нормальных изменениях в строении и функционировании тела в подростковом возрасте, внутриутробном развитии младенца и огромном значении здоровья родителей для профилактики формирования врожденных пороков у плода.
В-третьих, в этом же возрасте детям следует дать общее представление об инфекционных заболеваниях, передающихся половым путем, способах их профилактики и необходимости своевременного лечения в случае заражения, о способах контрацепции и последствиях абортов. Причем занятия на эту тему, на мой взгляд, должен проводить врач. Подросток в 15-16 лет – уже достаточно сложившаяся личность, и я не понимаю, как ему могут помешать знания о недопустимости самостоятельного применения гормональных контрацептивов, об опасности ВИЧ-инфицирования или возможных последствиях прерывания первой беременности, а вот уберечь кого-то из детей от необдуманного поступка эти знания могут. Если у юноши или девушки есть моральный стержень, получив знания о контрацепции, они не пустятся «во все тяжкие», а если такого стержня нет – отсутствие элементарных представлений о гигиене и способах профилактики заболеваний приведет к еще более серьезным последствиям.
В-четвертых, необходимо сделать психологическую помощь детям и подросткам более эффективной. В каждом саду или школе есть ставка психолога, который должен заниматься реальной работой по выявлению детей, подвергающихся домашнему насилию, и помогать ребятам с отклонениями в поведении. И делать это не для галочки, а со всей ответственностью, с привлечением при необходимости невропатолога, психиатра или органов опеки. В каждом более-менее крупном населенном пункте должны создаваться центры медико-психологической поддержки детей и подростков. К сожалению, далеко не у каждого ребенка есть любящие и мудрые родители, способные в трудную минуту помочь словом или делом.
И последнее, наши чиновники, если их, конечно, интересует судьба государства и его народа, должны в ближайшее время принять законы, регламентирующие распространение печатной продукции эротического содержания и контролирующие телепередачи. Детский мультфильм может прерваться рекламой шампуня эротического содержания или препарата для лечения импотенции. Ни в одной стране мира нет такого беспредела. Вспомните старые добрые фильмы: максимум, что мог увидеть ребенок, – это прикосновение рук, ласковое и целомудренное объятие, а сейчас…
Вы можете обвинять меня в ханжестве, в «совковом» подходе к этому вопросу, но я уверена, что мы должны научить наших детей в первую очередь Любви, а не технике секса. Люди, ставящие секс во главу угла, напоминают мне лабораторных мышей, которым в центр удовольствия вживили электрод, и они до полного изнеможения жмут и жмут на кнопку. Отними ее у них – и жизнь потеряет всякий смысл.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.