Сегодня я не готова тебя воспитывать!

Сегодня я не готова тебя воспитывать!

Многие родители думают, что воспитание – это следование каким-то педагогическим канонам. Они читают книги и изучают педагогические системы и приемы. А дети, как были невоспитанными, так и остаются. А между тем, главный секрет воспитания заключается в…

Собственном примере. Это звучит довольно банально. И наверняка, все об этом знают, но почему-то мало кто применяет на практике. Думая, что воспитание – серьезное ответственное дело, большинство родителей выделяют его в какую-то отдельную сферу, подальше от всей остальной жизни. Будто это нечто ограниченное во времени. Вот решили заняться воспитанием, надели на себя смирительную рубашку и думают, что именно в этот момент, когда они причесаны, трезвы и благовоспитанны, их чадо и будет брать с них пример.

Не тут-то было, этот проказник так и норовит перенять что-то ужасное в «неподготовленные» моменты жизни, Например, привычку разбрасывать вещи, ругаться матом, курить, обсуждать соседей, есть после полуночи… – да мало ли у каждого из нас маленьких и больших грешков, которые хочется скрыть от подрастающего поколения. А пред очи ребенка явиться во всем блеске непогрешимости.

Но в том то и дело, что самые эффективные уроки жизни ребенок получает не в специально отведенное для этого время и не в выбранном вами месте, а как бы невзначай, между делом. Он непрерывно впитывает их из самых маленьких деталей нашей жизни, подобно пылесосу, всасывает в себя, подбирает, складывает где-то там в голове. Накапливаясь в подсознании, в один прекрасный момент весь этот сор превращается в характер, дурные привычки и в то, чего бы мы никогда не пожелали врагу, не то, что своим детям.

«Откуда что берется?» – в недоумении возмущается родитель. И не подозревает, что это всего лишь его собственное отражение. Как в анекдоте:

Учительница русского вызвала родителей одного мальчика в школу:
— Ваш сын постоянно проглатывает окончания! Вы с этим как-то боретесь?
Родители с полным пониманием:
— Знам! Ругам!

Наши дети похожи на нас еще до того, как начинают говорить, можно сказать, они запрограммированы нами в том варианте, в каком есть, задолго до своего рождения. Потому что мы дарим им не только жизнь, но и набор генов, вкупе со своими достоинствами и недостатками. Не случайно, наверное, умные люди советуют не заводить ребенка слишком рано. А когда пора? Строго говоря, тогда, когда ты сам станешь личностью. Когда тебе будет не страшно «повториться» в новом человеке.

Не многие об этом думают, заводя детей. Некоторые становятся родителями внепланово, будто невзначай. Так же и воспитывают свое чадо. Собственно, особых неожиданностей от такого прироста населения ждать не приходится.

Как мы чаще всего воспитываем наших детей?

•Так, как нас воспитывали наши родители.
•В строгости.
•Убеждением.
•В полной демократии – «сам до всего дойдет».

Но очень часто ни одна из подобных «воспитательных систем» не работает. И отношения, основанные на доверии, приводят к тому, что домашние задания не задаются по полгода. А наказания ремнем не спасают от попадания протестующих против насилия подростков в асоциальную среду. Родители, увлеченно читающие морали, остаются наедине со своими открытиями, а их дети не верят больше ни одному их слову. Они их просто не слышат. Порой строгие родители вдруг спохватываются, когда их ребенок при приеме в садик вдруг называет себя «Петя Перестань», и отпускают тормоза. И тогда Петя успешно катится под откос.

Почему так происходит?

Ведь мы так стараемся сделать из них людей. Мы так их любим. Жертвуем своим временем и силами. Сколько нервов потрачено, сколько крови выпито из нас нашими маленькими вампирами. И вот они вырастают, а мы понимаем, как они далеки от идеала. Видим, что рядом с нами чужие люди, воплотившие не самые лучшие наши черты, ставшие тем, кем они стали, не благодаря нашем положительному влиянию, а вопреки ему.

Почему мы порой одинаково приходим в ужас и оттого, что наш сын или дочь нам ничего не рассказывают и от того, о чем с нами откровенничает. К чему мы не готовы?

Мы смотрим на своих детей, как на подопытных кроликов, которые в ходе нашего педагогического эксперимента должны кем-то сделаться по заранее разработанному нами плану. Мы не видим в них людей, таких же, как мы сами. Тех, у кого есть слабости, недостатки, бывает усталость и злость. Смешных, глупых, упрямых, ленивых, болтливых, хвастливых – в общем, совершенно неидеальных, живых людей. Они не игрушки, которые заводятся и действуют по определенной программе. Они не наша собственность, не наши проекты, они – люди.

И им нужен рядом не воспитатель, не командир, не предводитель банды и не полицейский, а взрослый добрый друг, который знает жизнь и умеет справляться с трудностями, общаться с окружающими и быть счастливым. Если родитель ничего этого не умеет, никакие воспитательные технологии ему не помогут.

Самое главное, чему должен научить родитель своего ребенка – быть счастливым!

Так-то раз одна утомленная воспитанием мамаша пришла к Учителю и попросила наставить ее сына на путь истинный. Малыш постоянно ел сладости и отучить его от этого она была не в силах. «Хорошо, – сказал Учитель. – Только приходите завтра в это же время». На другой день женщина приехала к нему с сыном с другого конца города. Она очень устала от долгой дороги. Учитель подошел к мальчику и сказал ему, что сладости вредны для зубов и нарушают пищеварение. Увлекаться ими не стоит». «И это все?! – возмутилась женщина. – Неужели этого нельзя было сказать вчера?» «Нет, – спокойно ответил Учитель. – Вчера я был бы неубедителен, потому что сам наслаждался шоколадом».

Так и в жизни, мы становимся убедительными, когда сами следуем тем воспитательным канонам, которые вычитали в мудрых книгах. Как бы мы ни старались скрыть от ребенка свои недостатки, какие бы маски ни надевали, он давным-давно раскусил нас до самой сердцевины. И видя пример для подражания, даже не желая того, следует нашим путем, пока не подрастет настолько, что сможет выбирать его самостоятельно.

Несамостоятельный период жизни ребенка – самый сложный для родителей, потому что они должны не только слыть для него гениями бытия и носителями абсолютной истины, но и быть ими. В какой-то степени, ребенок – это лакмусовая бумажка нашей человеческой ценности. Мы отражаемся в нем, как в зеркале.

Меня удивляет, как некоторые родители возмущены чужим влиянием и постоянно винят кого-то в том, что их малыш говорит отвратительные слова, дурно себя ведет, капризничает, разбрасывает игрушки, жадничает и т.д. и т.п. А сами тайком ночью под одеялом шоколадки грызут. Шутки шутками, но это, действительно работает. Скрыться практически невозможно. И если вы хотите сделать из отпрыска человека, прежде всего сами этим человеком станьте! Результаты порадуют не только окружающих, но и вас самих!

Просто попробуйте посмотреть на себя со стороны. А вдруг поймете, что вы делаете не так…

***

Если я вижу, что человек взволнован или расстроен, то стараюсь как следует на него наорать, чтобы он успокоился. Этому меня научили родители.


***

— Папа, а почему ты не бросишь пить?
— Потому, сынок, что твой отец никогда не бросает начатое дело!



***

Мама моет грязного сына и говорит:
— Ты похож на поросёнка! Ты знаешь кто такой поросёнок?
— Знаю, — отвечает мальчик. — Поросёнок — это сын свиньи.



***

Дочка (4.5 года):
— Папа, а я знаю кто такие пидорасы!!!
— Ктоооо??
— Те, кто паркуется вторым рядом!



***

Отец поучает сына:
— Если ты не будешь читать книги, то у тебя будет узкий круглозор… Нет, круглый узкозор… В общем, читай книги — будешь умный, как я!



***

— Ну что вы уже подготовили своего ребенка к школе?
— Да, дневник и ремень купили.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.