Родословная Хатшепсут и её приход к власти

Родословная Хатшепсут и её приход к власти

Женщины не часто бывают правителями, но и это случается, к тому же они приносят пользу своей стране и своему народу. Именно такой царицей была Хатшепсут – египетская царица эпохи XVIII династии Нового царства.

Об этой царице написано множество книг, ей посвящены исследования и научные работы. Но, увы, доподлинно известно о ней очень мало. Намного меньше, чем о царице Египта Клеопатре – возлюбленной Цезаря и Антония.

Хатшепсут была дочерью фараона Тутмоса I и царицы Яхмос, дочери Аменхотепа I. Она была так же внучкой основателя Нового царства фараона Яхмоса.

Всего у Тутмоса I и царицы Яхмос было четверо детей – два сына и две дочери.

Но оба сына и одна из дочерей умерли в детстве. У Тутмоса I было ещё два сына от других женщин. Один из сыновей от принцессы Мутнофрет стал потом Тутмосом II. Другой сын от его наложницы по имени Исет.

Таким образом, Хатшепсут была сводной сестрой Тутмоса II, а потом, после смерти отца и его женой, как это и было заведено в династии древнеегипетских фараонов. Но ещё при жизни отца она стала «Супругой Бога» – верховной жрицей Амона. В дальнейшем это дало ей большие преимущества во время борьбы за власть.

По дошедшим до нас письменным воспоминаниям современников, Тутмос II (1492-1479 гг. до н.э.), правивший Древним Египтом всего четыре года, был жестоким, но слабым правителем.

У Тутмоса II был сын от второстепенной жены Изиды, который потом стал Тутмосом III.

Но скорее всего Хатшепсут, как главная царская жена имела большое влияние на своего мужа, и даже, как предполагают многие историки, уже при его жизни она сосредоточила власть в своих руках. Так или иначе, но с ранних лет и тем более во время правления мужа Тутмоса II Хатшепсут была посвящена во все тонкости управления государством, в интриги подданных и устремления тогдашней египетской элиты.

У царицы Хатшепсут было две дочери. Первая из них, Нефрура от фараона Тутмоса II, которая носила титул «Супруги Бога» и изображалась в виде наследника престола, стала женой Тутмоса III, но умерла в молодости.

Вторая, Меритра Хатшепсут, возможна так же была дочерью Тутмоса II, но предположительно Хатшепсут родила её от архитектора и своего любимого фаворита Сененмута. Впоследствии Меритра Хатшепсут вскоре после смерти своей старшей сестры стала женой Тутмоса III и матерью фараона Аменхотепа II.

После смерти мужа Хатшепсут провозгласила себя фараоном.

По версии одних историков, Хатшепсут сделала это незаконно, нарушив права малолетнего Тутмоса III. Но так это или нет на самом деле неизвестно.

Ведь до этого престол в Египте переходил по женской линии, известно, что Египтом правили царицы Нитокрис из VI династии и Себекнефрура из XII династии. Хатшепсут же была чистых царских кровей.

История с её воцарением на престол Древнего Египта развивалась постепенно.

Сначала сразу после смерти Тутмоса II в 1490 году до н. э., его сын от наложницы Изиды двенадцатилетний Тутмос III был провозглашён единоличным фараоном. Хатшепсут, доводившаяся ему мачехой стала регентом, но то ли через 18 месяцев, то ли через 3 года Тутмос III был отстранён от трона легитимистской партией возглавляемой фиванским жречеством Амона. И на престол была возведена Хатшепсут под именем Мааткара Хатшепсут – «Первая среди почтеннейших».

Во время церемонии в храме верховного бога Фив Амона жрецы, которые несли тяжёлую барку со статуей бога, опустились на колени возле царицы, фиванский Оракул расценил это как благословение Амона новому правителю Египта.

И тут надо отдать должное Хатшепсут, она не поступила с пасынком так, как поступали во многих странных мира с теми, у кого забрали власть. Тутмоса III не казнили, не заточили в подземелье, а отправили на воспитание в храм. И даже более того – Тутмос III допускался до решения почти всех политических проблем.

Скорее всего, отстранение Тутмоса III от власти пошло на благо Древнему Египту и его народу, так как в силу возраста Тутмосу III не удалось бы справляться с управлением государством так, как это удавалось Хатшепсуп. Древний Египет креп, богател и расцветал буквально на глазах.

Архитектор отца Хатшепсуп Инени писал: «…Хатшепсут, привела в порядок дела Обеих Стран, согласно своим предначертаниям; Египет должен был, склонив голову, работать для неё, совершенного семени бога, происшедшего от него. Носовой канат Юга, причал южан, отменный кормовой канат Северной Страны — такова она, повелительница, чьи замыслы совершенны, удовлетворяющая Обе Области, когда она говорит». Таким образом, Инени сравнивает Хатшепсут с причальными канатами нильской лодки.

По другой существующей в научной среде версии Хатшепсут стала фараоном, потому что была единственной из всех чистых царских кровей, и Тутмос I сам где-то в середине своего царствования назначил Хатшепсут своей преемницей. Египтологи так же упирают на то, что и раньше престол в Египте переходил по женской линии. Трудно решить, какая же из версий верна.

Мудрая царица с самого начала своего правления опиралась на самые образованные в те времена слои египетского жречества, аристократии, части выдающихся военачальников.

Сразу после воцарения Хатшепсуп самые влиятельные должности заняли её сторонники. И ближайшим из них к царице был Сенмут. Он пользовался её полным доверием, когда-то он был наставником Тутмоса III, а позднее стал воспитателем маленькой дочери царицы Нефрура.

По происхождению Сенмут был бедным провинциалом, и какое-то время при дворе считался простолюдином, но его незаурядные способности помогли добиться ему многого.

После воцарения Хатшепсут, Сенмут упоминал своё имя рядом с именем царицы и даже выстроил себе две гробницы по подобию гробницы Хатшепсут.

Брат Сенмута Сенмен, также поддерживал Хатшепсут.

Но самым могущественным из сторонников царицы был Хапусенеб – визирь и верховный жрец Амона. Он соединял в своём лице власть административного правительства и власть сильной жреческой партии, на которую опиралась Хатшепсут. Приемником старого Инени в качестве хранителя серебряной и золотой сокровищницы был вельможа по имени Тутии.

Важно было и то, что царицу поддерживали, как бы теперь сказали, «интеллектуальные» слои египетского жречества, аристократии и военачальников, например, чернокожий генерал Нехси и несколько ветеранов египетской армии, участвовавших ещё в кампании Яхмоса.

Хорошо то, что царица и её приближённые не стали почивать на лаврах, а занялись кропотливой и нелёгкой работой по преобразованию экономики и развития Древнего Египта.

Продолжение следует


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.