После того, как Мендельсон возродил творчество Баха, его приглашают в качестве дирижёра, пианиста и композитора выступать в лондонских театрах.
Окончание. Начало.
На одном из концертов Мендельсон исполняет концерт для двух фортепиано собственного сочинения. На втором инструменте ему аккомпанировал Мошелес. Выступления прошли с успехом. И в 1829 году Феликс решает организовать тур по Шотландии. Концертные туры сына оплачивал отец Мендельсона.
В 1830 году Феликс выступал в Италии, затем в Мюнхене, Штутгарте, Франкфурте. Зимой 1831 года он уехал в Париж, где познакомился с Листом и Шопеном. Однако парижская публика на этот раз холодно отнеслась к концертам композитора.
В марте 1832 года Мендельсон заразился холерой и вынужден был отменить остававшиеся концерты. К счастью, композитор быстро поправился и уже в апреле этого года прошли его концерты в Лондоне, где он выступал не только как дирижёр, но и как органист, также вышла первая книга Мендельсона «Песни без слов». Композитор возвратился домой.
Но в 1833 году в третий раз отправился в Англию, где исполнил симфонии собственного сочинения.
После успеха у публики Мендельсона приглашают дирижировать на музыкальном фестивале в Дюссельдорфе, и он соглашается.
Сразу после завершения фестиваля ему дают должность генеральмузикдиректора. Основу его дирижерского репертуара в этот период составляли оратории Георга Фридриха Генделя.
В 1835 году он решает переехать в Лейпциг и занять пост капельмейстера в Гевандхаусе.
В 1836 году Мендельсон напишет произведение по библейским мотивам – «Павел», которое было представлено на Рейнском музыкальном фестивале.
В 1836 году Лейпцигский университет присваивает Мендельсону степень доктора философии honoris causa.
Через год Феликс во время своих концертов во Франкфурте познакомился с девушкой из богатой семьи гугенотов Сесилией Жан-Рено и влюбился в неё. Они обручились. Брак оказался счастливым. У супругов родились пятеро детей.
Став руководителем Лейпцигского Гевандхауза, Мендельсон активно пропагандировал музыку Баха, Бетховена, Вебера, Берлиоза, Шумана.
Вот только времени на сочинение собственной музыки в это время у Мендельсона мало и сочиняет он в основном во время каникул.
Наиболее значительные из сочинений этого периода: увертюра «Рюи Блаз» (1839), окончательная редакция 2-й симфонии («Хвалебная песнь», 1840), «Шотландская симфония» (1842), Скрипичный концерт ми минор (1844), два фортепианных трио (1839, 1845).
По заказу короля Пруссии Мендельсон, основываясь на своей юношеской увертюре, напишет прекрасную музыку ко «Сну в летнюю ночь» Шекспира.
В 1841 году король Фридрих IV приглашает Мендельсона на пост капельмейстера в Берлин, поручив ему заняться реформированием Академии искусств и принять на себя руководство соборным хором.
К сожалению, местная элита всячески противится нововведениям Мендельсона. Не помогла даже поддержка короля. Мендельсон покидает свой пост и возвращается к концертной деятельности.
Вместе с семьёй в 1842 году он приезжает в Великобританию. И там сочиняет «Антигону» и «Царя Эдипа».
После успешных гастролей композитор возвращается в Лейпциг, открывает там консерваторию – первое музыкальное учебное заведение в Пруссии. Преподавать в ней он приглашает самых знаменитых композиторов и педагогов своего времени, в том числе Мошеса, Шумана. В наше время это Музыкальная академия носит имя Мендельсона.
«Свадебный марш» Мендельсона впервые прозвучал в 1843 году.
Интересно, что по сюжету комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» эта мелодия звучала в качестве музыкального сопровождения свадьбы заколдованной королевы и осла. То есть вещь была написана, как милая шутка.
Как музыкальное сопровождение бракосочетания его в 1847 году выбрала английская пара Том Дэниэл и Дороти Кэрри из города Тивертона.
Однако всемирную популярность «Свадебному маршу» принесло состоявшееся 25 января 1858 года бракосочетание принцессы Британии Виктории Аделаиды с кронпринцем Пруссии Фридрихом Вильгельмом.
«Свадебный марш» превратился в обязательную свадебную музыку при бракосочетании
Мендельсон заканчивает вторую ораторию по библейским мотивам – «Илия», успешная премьера которой состоялась в 1846 году в Бирмингеме.
Композитор взялся за сочинение третьей, и последней, части оратории «Христос», но плохое самочувствие заставило его прервать работу.
В 1847 году Мендельсон в последний раз приехал в Великобританию. В мае 1847 года скончалась любимая старшая сестра композитора – Фанни.
Мендельсон настолько был потрясён уходом сестры, что отменил все концерты и уехал в Швейцарию. Памяти своей сестры Мендельсон посвятил полный отчаяния струнный квартет f-moll.
Через полгода, в октябре Мендельсон возвращается в Лейпциг, где у него происходит кровоизлияние в мозг, а через пять дней второй инсульт. 4 ноября 1847 года композитор скончался. Ему было всего 38 лет.
В доме на Гольдшмидтштрассе 12, в котором он провёл свои последние дни, в наше время находится музей Мендельсона.
Ученики и большинство современников восхищалось Мендельсоном. Шуман называл его новым Моцартом девятнадцатого века.
Но вскоре после кончины Мендельсона в прессе стали появляться нелицеприятные отзывы о его творчестве. Рихард Вагнер написал статью «Еврейство в музыке», хотя Мендельсон был лютеранином. Автор статьи обвинял композитора в подражании Баху и во многих других, мягко говоря, странных грехах, связывая творчество Мендельсона с его национальностью.
На что Пётр Ильич Чайковский иронически написал: «Не стыдно ли было высокодаровитому еврею с таким коварным ехидством услаждать человечество своими инструментальными сочинениями вместо того, чтобы с немецкой честностью усыплять его подобно Вагнеру в длинных, трудных, шумных и подчас невыносимо скучных операх!»
Историки, музыковеды и слушатели не только современники, но и потомки высоко оценили творчество Мендельсона.
Неповторимые самобытные творения Мендельсона наполнены глубочайшим смыслом и гармонией.
Очень и очень жаль, что Мендельсон ушёл из жизни так рано. Сколько мог бы он ещё создать прекрасных произведений и раскрыть новые грани своего таланта.
Никто не отрицает, что Мендельсон за 38 лет сделал для музыки XIX века больше, кто-либо другой.
Феликс Мендельсон был не только композитором, но и талантливым пианистом, дирижёром, просветителем и педагогом.
Его творчество и просветительская деятельность подняли на новый более высокий уровень музыкальную жизнь не только в Германии, но и во всём мире.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.