Хрупкая девочка широко распахнутыми глазами смотрела, как по сцене порхали балерины, на сцену дождем падали цветы. Прошли годы, на гастролях в Америке после «Трех сестер» зал так же встал, и под гром аплодисментов со всех сторон полетели цветы. «Боже, наконец-то я — балерина!» — рассмеялась Марина Неелова.
Минуя все форматы
Она всегда отличалась неожиданной реакцией на происходящее, да и внешне была далека от общепринятых стандартов красоты. Странно, что вообще поступила в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Конкурс был невероятный — сто человек на место, а тоненькая угловатая Марина играючи обошла статных пышногрудых красавиц. К слову сказать, вес у Нееловой был вполне «балетным» — едва ли 45 килограммов. Однажды на юге, встав на весы, обнаружила аж 48 кг и обрадовалась – неужели поправилась! «Что же вы с арбузом-то взвешиваетесь!» — заметила ей проходившая мимо женщина.
К счастью, вес возымели не внешние (более чем скромные) данные, а бивший в глаза талант Нееловой. Душа в ее почти невесомом теле угадывалась легкая, нездешняя. Не зря ее первые роли в кино («Тень», «Принц и нищий») были романтично-сказочными, лирическими, а героини обладали характерами почти детскими, непосредственными, чем влюбляли в себя зрителя навсегда. В фильме «Старая, старая сказка» третьекурсница Неелова сыграла сразу две роли – мечтательную, но верную дочь трактирщика и капризную, зато забавную принцессу, и казалось, что обе они – она сама и есть.
Откуда взялся чуть позже глубочайший драматизм в картине «Монолог»? Любовница женатого героя в «Осеннем марафоне», в которой тысячи женщин с горечью и улыбкой узнали себя, ужель та самая Марина? Прима одного из самых успешных столичных театров с железной хваткой – тоже недавняя принцесса из сказки? Видимо, и испытания ей судьба подобрала неординарные, закалив в огне, воде и медных трубах. Или просто она – гениальная актриса, «неформат» на общем фоне глянцевых красоток? Неелова не играет в театре, она живет на сцене, как будто последний глоток воздуха ей отмерен. В реальной жизни такая эмоциональная щедрость вполне может довести до нервного срыва человека и покрепче. А что же наша балерина? Как ей живется, когда опускается занавес, стихают аплодисменты и увядают цветы?
«Только не влюбись!»
«Только не влюбись! Только не…», — твердила она себе, идя на встречу с Олегом Далем, партнером по «Старой, старой сказке». Он же выступил против утверждения ее на роль принцессы! Надо быть с ним холодной и сдержанной, несмотря на то, что она от его игры в кино и театре в полном восторге! Вот он, явился, знаменитость, подумаешь! Даль вошел в студию, Неелова, нарочно отвернувшись, выдержала мхатовскую паузу. Наконец, не удержалась, повернула голову, стараясь кивнуть, как репетировала, любезно-презрительно и… поняла, что сражена его обаянием! Все съемочные дни Марина смотрела на своего кумира снизу вверх щенячье-преданными глазами, не обращая ни малейшего внимания на шлейф сплетен за спиной.
Первую встречу с Андреем Мироновым она вспоминала потом с неизменным восхищением – он шел по коридору «Ленфильма» такой искристый, солнечный, легкий! Волосы разлетались, обворожительная улыбка играла ямочками на щеках, голубые глаза лучились – он опьянил ее мгновенно, как шампанское! Неелова буквально остолбенела. Вот он подошел, подал ей руку: «Андрей». И она в ответ ему: «Андрей…» Миронов вздрогнул: «В каком смысле?!» Случился или нет между ними роман? Разве принцеcсам задают такие вопросы!
Так и создавался круг ее друзей, людей, родных по духу, — с влюбленности. Играть любовь и при этом в жизни не восторгаться партнером по сцене или киносъемкам она просто не способна. Когда ей предстояло познакомиться с Константином Райкиным, она нарисовала себе в воображении высокого юношу с шикарной шевелюрой, вылитого Аркадия Райкина в молодости, его прославленного отца. А увидела странную физиономию с улыбкой Чеширского кота, фигурную стрижку «паж» и неописуемые зубы! К тому же Константин все время чесался и ежился… Но уже через несколько минут они взахлеб обсуждали роль, сцену, все то, что так любили оба. Выяснилось, что чесался он от аллергии на уколы, курс которых прошел из-за серьезной простуды на съемках, а странная стрижка – парик, который Райкин надел, дабы не шокировать гостью своей бритой головой. Ну да внешность уже не была неважна, ведь они понимали друг друга с полуслова! Марина обрела друга на всю жизнь, частенько они плакались друг другу в жилетку.
И Райкин, и Неелова втайне страдали от комплекса по поводу своей нестандартной внешности. Он показывал ей письма от «добрых» зрителей: «Вам не только на сцене — на улице показываться не стоит!». Ей тоже доставалось: «С вашими ли худосочными прелестями играть любовниц!» Костя смотрел на подругу и утешал: «Эти ноги, они у тебя так извиваются-извиваются… Не знаю, а мне нравится!». Разумеется, вскоре стали поговаривать, что с Константином Райкиным Марину объединяли не только творческие и дружеские отношения. Мол, и попала молодая актриса в гремящий на всю Москву «Современник» лишь благодаря его протекции. Может быть, однако вскоре Неелова стала любимой актрисой Галины Борисовны Волчек, бессменной руководительницы театра, а заодно и ее близкой подругой.
Шах и мат
Ей было уже тридцать семь, когда она встретила Гарри Каспарова, 21-летнего невероятно талантливого шахматиста. Он был очарован ее неординарностью, к тому же молодому гроссмейстеру льстило внимание опытной и зрелой женщины, известной актрисы. За кулисами «Современника» Каспаров стал своим человеком. Терпеливо дожидаясь Марину после спектаклей, вез ее куда-нибудь в люди, покрасоваться. Марина же предпочитала свидания наедине. Несмотря на их различия, им все же было хорошо вместе. Отношения Нееловой и Каспарова продолжались около двух лет. О свадьбе речи не шло. Марина к ней и не стремилась, чем полностью устраивала любимого. Однако его мать, напуганная, что эта связь может повредить карьере обожаемого Гарри, сделала все, чтобы их разлучить. Клара Шагеновна видела смысл своей жизни в успехе сына как шахматиста. Она была типичной мамочкой-тиранкой. Иосиф Кобзон как-то рассказал на эту тему анекдот: «Какая разница между мафиози и еврейской мамой? С мафиози можно договориться! Но если с еврейской мамой договориться нельзя, то армянская вас и слушать не будет!»
Гарри послушался маму, как привык делать это с младенчества, и перестал встречаться с Нееловой. И тут выяснилось, что Марина беременна. Клара сделала официальное заявление в прессе, что «это не наш ребенок», да и сам чемпион наговорил про Неелову всякого… На защиту актрисы встали практически все ее коллеги, Валентин Гафт заявил во всеуслышание, что Каспарова теперь не должны и не станут принимать ни в одном приличном, уважающем себя доме. В 1987 году Марина родила дочь Нику. Каспаров ребенка так и не признал.
По медицинским нормам Неелова стала матерью поздно. И, может быть, еще и поэтому из преданного сцене трудоголика в мгновение ока она превратилась в сумасшедшую от счастья мамочку. Пусть история ее взаимоотношений с любимым мужчиной не имела киношного хэппи-энда, зато у нее появился человечек, ближе которого невозможно себе представить. Пусть любовная лодка потерпела сокрушительный крах перед суровой реальностью, ее богиня Победы, ее Ника теперь с ней навсегда.
Лав-стори с хэппи-эндом
И все же и для неформатной во всех отношениях Нееловой можно подобрать свой жанр. Чем ее жизненный путь – успешная карьера, скандальная лав-стори, позднее материнство — не сюжет для женского романа? Остается лишь убедиться в том, что законы жанра работают и после трудов праведных и невинных страданий героиня обрела настоящую большую любовь и семейное счастье.
Однажды на отдыхе актриса познакомилась с дипломатом Кириллом Геворкяном. Отношения развивались стремительно, мать-одиночка молниеносно превратилась в счастливую супругу и ошеломила партнеров по сцене и зрителей решением уехать жить в Париж. Казалось, с театром покончено. Марина полностью растворилась в семейной жизни. Во Франции жила замкнуто, воспитывала дочь, наслаждалась покоем и уютом, лишь изредка сопровождая мужа на светские рауты.
Но через несколько лет она поняла, что и без театра себя не представляет. И начиналась жизнь на два города, вернее, на две страны. Театр, работа, друзья — в России, дом, семья, любовь — в Париже. Отыграв в «Современнике», Неелова с охапками цветов мчалась в аэропорт. Бешеный ритм лишь дисциплинировал ту мечтательницу, что жила у нее в душе. Актриса, которая, казалось бы, по своей внешней фактуре всегда должна играть лишь подростков или юных наивных девушек, показала себя и как трагик, и как клоунесса, и даже блеснула в роли мужчины в одном из своих последних спектаклей.
Наконец, дипломатическая миссия супруга закончилась и семья Нееловой вернулась на родину. Началась спокойная жизнь: дом-работа-дом. Рутина? Нет, счастье.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.