В XIV-XVI вв. искусство Возрождения В Италии расцвели работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Однако интерес к искусству Античности и естественным наукам проявляли не только в Италии. Чуть позже и севернее, в Германии и Нидерландах средневековое искусство претерпело изменения. Это искусство получило название искусства Северного Возрождения. В отличие от итальянского, оно больше опиралось на народные мотивы, а также сильно повлияно искусством прошлых веков – готики.
Альбрехт Дюрер, «Автопортрет». Хранение в Старой пинакотеке, Мюнхен.
Наиболее заметные страны Северного Возрождения — Нидерланды, например, художник Иероним Босх, и Германия, художник Альбрехт Дюрер.
Как и искусство, в странах Северного Возрождения претерпели изменения костюм и прически. Впрочем, в отличие от Италии, многое было позаимствовано из… Средневековья.
Мода на мужские стрижки в Германии эпохи Северного Ренессанса (XV-XVII веков).
Мужчины предпочитали носить длинные волосы — до плеч или лопаток. Чаще всего волосы укладывали прямой челкой спереди. Могли быть как прямыми, так и завить их.
Охотясь или путешествуя, мужчины носили волосы зачесанные назад и открывали уши.
Альбрехт Дюрер. «Автопортрет». 1498
Носили другую причёску, реже — «колб». Причёска была по итальянскому стилю, эллипсовидной формы, волосы доходили чуть выше линии плеч.
Селяне и солдаты пользовались стрижками типа «пейзана», ставшими популярными ещё во времена Средних веков.
С конца XVI века испанский стиль начинает распространяться на Северную Европу. Возникают короткие стрижки в испанском стиле, которые сочетаются с небольшими бородами треугольной формы.
В Германии тогда, как и усы, носили бороды. Было правило: мужчины отращивали или бороду, или усы. Бороды имели разнообразные формы – остроконечные (по-испански), круглые, клинообразные, раздвоенные.
Портрет Мартина Лютера работы Лукаса Кранаха Старшего.
Модники отращивали бороды с волосами только на одной щеке, другую же щеку брили. Такая мода быстро стала объектом насмешек и ушла из употребления.
Модные женские укладки Германии эпохи Северного Возрождения (XV–XVII века).
В Германии популярными женскими прическами считались плетения. Искусственные косы тоже носили, но истинные красавицы должны были иметь собственные, настоящие, длинные и пышные волосы.
Фламандская школа. «Портрет Маргариты, графини Фламандской, супруги Филиппа Смелого» (фрагмент). XVI век. Музей богадельни Контесс, Лилль. Женские прически и головные уборы Германии тех времен схожи с аналогичными в Голландии и Фландрии.
Девушки плели височные косы. Женатые женщины заплетают волосы в косы, укладывали их в замысловатые фигуры вокруг головы или над висками – типа «короны» (коса обвивалась вокруг головы), типа «баранок», «улиток» (косы укладывались в виде спирали со стороны правого и левого виска).
«Портрет дамы» с фрагментом косы вокруг головы. Мастер Кастелльского Рождества. 1450-е годы. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
В суде девушки и женщины, обещавшие говорить только правду, клялись своими косами. Косу наматывали на левую руку, которую клали на грудь. Правую руку клали на жезл судьи.
С конца XVI века в немецких княжествах популярными становятся высокие прически, вдохновленные модой Испании и Франции.
Лукас Кранах Старший «Юдифь с головой Олоферна». Художественная коллекция Штутгардского государства.
Головные уборы
В качестве головного убора мужчины преимущественно носили барреты — четырехугольные шапочки средневекового происхождения. Головные уборы такого типа носили представители всех социальных групп. В XV веке барреты представляли собой мягкие, небольшие по форме головные уборы с отгибающимися полями. В XVI веке размер барретов увеличился, а поля охватывали всю окружность головы. Украшались барреты золотыми бляхами, булавками и шнурами. Со временем форма барретов становилась все более плоской.
Круглая баретта. Пинтуриккьо «Портрет мальчика» (фрагмент). Oko 1500. Галерея старых мастеров, Дрезден.
Высокая барретка. Ганс Мемлинг «Портрет мужчины в красной шляпе». 1470. Штеделевский музей искусств, Франкфурт-на-Майне.
В конце XVI века мужчины стали носить фетровые шляпы с узкими полями, напоминающие высокий конус.
Альбрехт Дюрер. Его жена – Барбара Дюрер, родилась в Нюрнберге под фамилией Хольпер, экспонируется в Немецком национальном музее.
Головными уборами служили чепцы разных форм, платки, покрывала, иногда свернутые в виде чалмы (мода из Венеции), а также шляпы из фетра. Часто носили и старинные средневековые головные уборы – эннен и горж.
Работа Ян ван Эйк «Портрет жены донатора» (фрагмент) — часть «Гентского алтаря» (правая нижняя панель полиптиха в закрытом виде). 1432 год. Собор Святого Бавона, Гент. Белое покрывало.
Ганс Мемлинг «Молящаяся донаторша Катерина Канальи с архангелом Михаилом» (фрагмент) — «Страшный суд» (правая панель триптиха, обратная сторона). 1473 год. Поморский музей, Гданьск.
Ганс Мемлинг «Девушка с гвоздикой» (фрагмент) — «Диптих с аллегорией настоящей любви и лошадьми» (левая панель). 1485—90. Музей Метрополитен, Нью-Йорк Эннен
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.