Сегодня вальс звучит на многих праздниках, но было время, когда его пытались запретить. Но, вопреки недовольству чопорных представителей аристократии, он не просто не исчез, но и попал в число самых любимых всеми танцев.
Как появился вальс?
Считается, что вальс родился в Австрии, но, если поискать, то похожие танцы найдутся в разных странах Европы.
Существовал австрийский лендлер – медленный по темпу танец, нашедший популярность в провинции. Его исполняют в паре. Партнер кружит даму и временами ее слегка приподнимает. Похожие танцы были и в других странах. Связывало их одно – они родом из провинции. В Чехии деревенские исполняли «матеник» и «фуриант», в Италии и Франции была очень популярна «вольта». Название танца произошло от итальянского «voltare» – поворачиваться. Танцуя, даму так поднимали вверх, точнее даже подбрасывали, что из-под тяжелых юбок мелькали ножки.
Это же неприлично!
Вольта приглянулась и французским аристократам. Но во времена правления Людовика XIII, танец оказался запрещенным. Он считался признаком распущенности нравов. Деревенские танцы в самом деле порой переходили границы дозволенного обществом того времени, и опала на них продлилась несколько веков. Конечно, ограничения не касались крестьян, а вот аристократам следовало танцевать чинные менуэты, в которых можно было соблюдать расстояние и прикасаться только одной рукой.
Более привычный нам вальс зародился в XVII веке. В нем танцующие находились в довольно тесном контакте, кавалер обнимал девушку, лица были друг напротив друга. Молодежь полюбила этот вальс, но общественность долго не могла привыкнуть к нему. Вальс считался аморальным и развратным, а его движения – безумными. Но ценители строгих правил не смогли разрушить магию танца.
В европейских столицах появились особые заведения, где не существовал запрет на популярный вальс. Например, появился лондонский Карлайл-Хаус в 1760 году. Он принадлежал оперной диве Терезе Корнелис. Здесь проходили шикарные балы.
К 80-ым годам XVII века вальс оказался в числе модных танцев. Лишь закостенелая Англия продолжала криво поглядывать на танцующих, разрешая вальс только замужним дамам.
Запрет на вальс в Российской империи
Русский вальс тоже не смог избежать опалы. Случилось это во времена Павла I. Говорят, один раз во время танцев он поскользнулся и упал. В 1799 году появился указ, гласящий, что эта «пляска» запрещается. Хоть это выглядело как самодурство, но показывало настроения дворян того времени, считавших вальс излишне вольным.
Долго просуществовать запрет не смог. Анна Лопухина, ставшая его фавориткой, отличалась большой любовью к танцам, в том числе и к вальсу. Даже когда танец был формально запрещен, уже никому не было подвластно остановить все большую увлеченность им молодыми представителями дворян.
Нужно заметить, что как раз благодаря светским дамам, обожавшим танцы, вальс смогли отвоевать. В Англии его отстаивала супруга русского посла Дороти Ливен.
Великие композиторы
В XVIII веке признанной столицей вальса была Вена. Венский вальс послужил вдохновением для многих композиторов. В XIX веке появляются непревзойденные произведения Иоганна Штрауса-старшего и младшего, Фредерика Шопена, Петра Чайковского.
В России среди первых создателей вальса выделяется имя Александра Грибоедова, известного многим еще со школьной скамьи произведением «Горе от ума». Его вальс №2 появился в 1824 году.
Оттенки вальса в разных странах
В каждой стране свой, уникальный вальс. В американском важная роль отводится импровизации. Парой задействуются разные виды поддержек, танцующие часто «разделяются». В испанском можно заметить движения рук, характерные для их традиционных танцев.
История российского военного вальса
В Российской империи медленно, но уверенно росла известность вальса. К XX веку его уже стали танцевать все. В программе учреждений, обучавших офицеров, было обязательное обучение этому танцу. В послереволюционные дни этот танец по-прежнему был в числе любимых. В СССР вальс – это не только танец. Им восхищались, ему посвящали строки стихов.
Вальсы – одни из самых впечатляющих произведений военного времени. Среди известных и популярных — «Случайный вальс», «В лесу прифронтовом», «На сопках Манчжурии». Последний был написан, когда шла война с Японией. Музыку вальса «Синенький скромный платочек» написал Ежи Петерсбурский в 1940 году в Минске. В Москве на гастролях эту музыку услышал Яков Гольденберг. Он написал к ней слова. Но потом появился еще один вариант. Именно он сейчас больше известен. Певица Клавдия Шульженко ездила на концерты в фронтовые части. После одного концерта к ней подошел лейтенант Михаил Максимов и, краснея, протянул свои стихи. Певице они пришлись по душе и вечером того дня она исполнила новый вариант песни.
Военные вальсы – особенное явление. Когда кругом была жесткость, они несли свет и тепло.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.