Мы привыкли к тому, что 1 сентября школьники и студенты отправляются учиться. Признайтесь, мы даже не задумываемся о том, что в других странах учебный год начинается с какой-то другой даты, а то и нескольких!
В Голландии, например, начало учебного года имеет несколько дат. Причем, в каждом учебном году это могут быть разные даты. Примерные даты начала учебного года в этой стране выпадают на начало и последние числа августа, первые дни сентября. Голландия разделена на три зоны — север, центр и юг. В каждой зоне каникулы начинаются и заканчиваются в разное время. Следует учитывать, что каждый год это время меняется!
Такое непостоянство не связано с учебными программами. Разное время каникул назначается для того, чтобы не все в одно время отправились в отпуск. Если каникулы начнутся одновременно, не только в Голландии, но и во Франции и Бельгии (голландцы любят ездить в эти страны) образуются очень большие автомобильные пробки, а в кемпингах и парках будет не протолкнуться.
Еще одна приятная для нас новость: каникулы в Голландии длятся всего шесть недель, у старшей школы — восемь недель. Представляете, как повезло нам и не повезло голландцам!
Зато голландским школьникам до семи-восьми лет очень редко задают задания на дом. С восьми до одиннадцати лет школьники иногда получают домашние задания. И только после 11 лет (в старшей школе) дети ежедневно делают домашние задания.
Еще одно отличие от наших школ — обед. Обедают школьники в классе, обед приносят из дома. Если получается, обедают дома.
Учебники, а сейчас все чаще планшеты, организует школа.
Школьное образование в этой стране разделяется на две ступени: начальную школу (дети с 4 до 12 лет) и среднюю школу (с 12 до 16-18 лет).
Учеба в школе с 5 до 18 лет — это не только право голландских детей, но и их обязанность, установленная законом страны. Родители могут быть подвергнуты административной ответственности за несколько прогулов своего чада. Голландские родители не имеют права забрать ребенка на каникулы раньше или вернуть позже хотя бы на денек! Если по каким-то обстоятельствам приходится забрать ребенка из школы на две недели, требуется разрешение городской администрации!
Голландским детям обычно в школе нравится. Оценок долго не ставят, а когда начинают оценивать знания, оценки выдают в закрытом конверте. Школьные программы часто пересматриваются, обновляются. Задания разрабатываются так, чтобы современным детям было интересно учиться.
Четырехлетние малыши посещают школу с радостью. Первые два года школы похожи на детский сад. Задача педагогов — постепенно подготовить детишек к учебе. Хотя подготовка проходит в игровой форме, но она достаточно интенсивная. Развитие детей заметно ускоряется, прогресс налицо каждый день. Серьезная учеба начинается примерно в шесть-семь лет.
В начальной школе с детьми занимается один учитель. Но каждый год учителя меняются. Государственная программа обучения — одна для всех школ.
Важная веха для голландских детей — переход в среднюю школу. Этому событию предшествуют многочисленные тесты, государственный экзамен. Начальная школа рекомендует на какую из трех основных программ определить школьника.
VWO — программа для самых способных учеников. Учатся по ней 6 лет, выпускники поступают в университет.
HAVO — пятилетняя программа, после которой поступают в колледж, получают высшее профессиональное образование.
VMBO – четырехлетняя программа, готовящая школьников к профессиональному обучению. Эта программа разветвляется на несколько уровней, и даже самые неспособные ученики смогут осилить предложенный уровень.
Школа рекомендует ученику ту программу, где ребенок сможет учиться на шесть-восемь баллов по десятибалльной шкале. Если ребенок не может учиться на шестерку, значит программа ему не под силу. Если же учиться на одни десятки — явно ему требуется программа сложнее. В процессе учебы у школьников есть шанс перейти на более высокий уровень обучения, а некоторые, наоборот, скатываются ниже.
В голландском школьном образовании реализуется принцип: развитие в собственном темпе. В школе смотрят не только на способности ребенка, но и на его интерес к учебе, самостоятельность, зрелость. Школа стимулирует желание учиться. Однако способного, но ленивого ученика хладнокровно переведут на уровень ниже. Если ученик желает поступить в университет, пусть учится, как следует. Если он пока не осознал важность учебы, пусть учится по программе попроще. Никто не станет портить ребенку нервы, «тянуть за уши». Позиция голландцев: ребенок старается как может и как хочет; мотивация должна исходить изнутри.
Некоторые родители возмущаются, но разговаривать с учителями бесполезно. Если по итогам успеваемости у чада больше двух пятерок или две четверки, он останется на второй год. Все контрольные письменные. Переписывать контрольные нельзя. За устные ответы оценок не ставят. Для шестёрки надо набрать 60% правильных ответов.
Голландский учитель — представитель единой, неумолимой системы. Существует единственный способ исправить положение: улучшить знания ребенка, чтобы он лучше писал контрольные.
Школа берет на себя ответственность за обучение целиком и полностью. Ребенок, идущий в первый класс, не должен уметь читать и писать. Иначе, зачем тогда школа?
Обязанность родителей — водить детей в школу. Школа обязана предложить определенную программу и добиться ее основательного усвоения без помощи родителей. Учитель не может вызвать родителей в школу за то, что ребенок ленится, грубит. Это рабочие моменты учителей. Им за это платят зарплату. А еще неожиданный нюанс: где гарантия, что родители положительно повлияют на ребенка?
До 12 лет детям не задают домашних заданий, так как считается, что у детей еще недостаточно ответственности и зрелости для самостоятельного выполнения уроков, а перекладывать на родителей такую ответственность недопустимо!
Однако образованные и успешные родители тратят сотни евро на репетиторов, если их ленивые дети не справляются со школьной программой. Репетиторы проверяют домашние задания, готовят к контрольным. А родители временами проводят серьезные беседы, ведут жесткий контроль, чтобы удержать свое чадо в программе высшего уровня.
Ученики, не справившиеся с программой, остаются на второй год. Трагедии в этом никто не видит. Обычно ребенок, знакомый уже с большей частью материала, налегает на «отстающие» предметы и без проблем получает хорошие оценки.
Повторение года в Голландии распространено, воспринимается нормально. Не будет преувеличением сказать, что каждый четвертый ученик остается на второй год. Родители относятся к этому положительно, так как стоят на страже душевного покоя детей и не желают, чтобы учеба превращалась в стресс.
В пятнадцать лет ученики выбирают набор предметов, основываясь на своих интересах и в расчёте на будущую профессию.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.