Ничего личного: как относиться к критике

Ничего личного: как относиться к критике

Известный русский химик Н. Зелинский однажды произнес: мол, чтобы работать в коллективе, нужно, прежде всего, уметь правильно воспринимать критику. Согласимся с ним, но умение адекватно реагировать на замечания важно не только в рабочей среде. Мы все чем-то занимаемся, высказываем мнение, определенную позицию в обществе. И не всегда наши действия идут в унисон с окружением. Получается, что критика – естественный «продукт» нашей ежедневной жизни. Хочешь, не хочешь, а столкнешься с ней. Так как процесс неизбежен, будем учиться правильно относиться к явлению. Оценка другими – не всегда плохо, обидно и унизительно. Почему? Попробуем разобраться.

Немного лирики

Мы не можем повлиять на оценку окружающих. Но от нашего отношения к критике зависит очень и очень многое. Как реагируют люди на замечания других? Кто-то берет на заметку чужие суждения и только становится лучше, движется вперед. У другого могут «опуститься крылья» и он замкнется в себе. Третий в пух и прах разругается с критиканом, даже если это ближайший родственник. Четвертый сразу не возьмется за проект, боясь потенциального «разбора полета»…

Какой точки зрения придерживаться нам, чтобы не остаться в проигрыше? Откроем секрет: нужно понять, к какому виду оценок относится мнение оппонента. Исходя из этого, выстраивать линию поведения.

Виды критики

Их всего две: конструктивная и деструктивная. Первая выражается в указании ошибок и предложении помощи (например, что, как и когда лучше сделать). Вторая направлена на выражение негативного мнения «вхолостую», то есть без особых аргументов. Рассмотрим признаки каждой подробнее.

Конструктивная оценка характеризуется объективностью, конкретностью, четкими аргументами, знанием дела, похвалой за то, что получилось. Да, критикующий может выражать свое мнение грубо, без сантиментов, но спишем это на особенности характера говорящего. Неизменно одно: присутствующее рациональное зерно. То есть «рецензент» не претендует на истину, указывает смущающие его моменты, приводит аргументы «против», оперирует примерами, знает, как улучшить объект обсуждения. Важный момент: анализ относится к действиям человека, а не его личности.

Что делает «негативщик»? Сторонник деструктивных суждений высказывает нелестное мнение по ряду причин. Он может пытаться манипулировать оппонентом, завидовать ему, желает показать собственную важность, не приемлет мнение, отличное от своего. Признаки негативной оценки – полное отсутствие конкретики (например, «никуда не годится», «все плохо»), аргументов, цепляние к мелким деталям, грубые высказывания.

Как относится к критике

Когда вы понимаете, какова природа «разбора полета», гораздо проще сформировать правильное отношение к мнению оппонента. Общие правила таковы:
•никогда не теряйте самооценку и уверенность в себе;
•выслушивая критику, научитесь заострять внимание на полезных замечаниях и советах. Не закипайте сразу!
•любую оценку выслушивайте молча, дав себе время для раздумий. Если дать волю эмоциям, ссора неминуема;
•правильные суждения примите во внимание, но не сбрасывайте со счетов и деструктивные. Разберитесь в причинах, чем они вызвана;
•старайтесь понять суть критики, а не чем она вызвана. Например, лучше задаваться не вопросом «что я ему сделал?», а осознать повод для недовольства;
•мнение одного человека не принимайте близко к сердцу, оно может быть субъективно. Но если критикуют за одно и то же разные люди, задумайтесь.

В чем польза

Надо сказать, плюсов немало. Но при условии, что вы относитесь к критике в позитивном ключе. Иначе, какой смысл, если критикуют за дело, а вы углубляетесь в самокопание, ругаете себя, подавляете злость. Во-первых, противостояние суждениям – важный жизненный навык. Владение им пригодится на протяжении всей жизни. Во-вторых, оценка нас, наших действий – всегда обратная связь. Благодаря ей можно стать лучше, понимать, куда двигаться дальше. Иначе как это поймешь? В-третьих, правильная критика = профессиональный рост, исправление ошибок, профилактика их повторения.

Приведем классический пример конструктивного замечания. Вы архитектор и спроектировали дом. Пригласили опытных коллег оценить план. Их смутили ваши расчеты, чем они незамедлительно поделились. Причем сделали это весьма деликатно, привели свои доказательства, подтвердив их цифрами. В совместном «мозговом штурме» появился наилучшая вариация проекта.

Слово «критика» произошло от греческого «kriticos» и переводится как «искусство разбирать». Если мы будем помнить об этом каждый раз, когда подвергаемся оценке окружающих, успех всегда будет на нашей стороне. Именно о рождении истины в таких спорах и вели речь древние философы. Желаем вам встречаться с ней как можно чаще.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.