Москва — Петушки: маршрут длиной почти в полвека

Москва - Петушки: маршрут длиной почти в полвека

Есть произведения, которые затрагивают струны души и путешествуют из одной эпохи в другую, даже если внешне кажутся «бредом сумасшедшего». Ярким примером является поэма «Москва — Петушки», автором которой является Венедикт Ерофеев.

В преддверии даты смерти писателя (11 мая – 25 лет со дня его кончины) самое время вспомнить о культовом произведении, которым зачитывался весь Советский Союз.

Личность литератора весьма неоднозначна. Судьба отпустила ему всего 51 год жизни, но этого срока хватило, чтобы создать книгу, что увековечила его имя. Жизнь автора полна контрастов: в ней были жизнь в семье и воспитание в детском доме, поступление в МГУ благодаря золотой медали и отчисление из четырех институтов, возможность жить в Москве и скитание по разным городам страны при постоянной смене профессий, женитьба и развод, неизвестность и свалившаяся на голову популярность…

Единственное постоянное увлечение, что оставалось неизменным в череде жизненных кульбитов Ерофеева, – любовь к литературе. В 1969 году на кабельных работах он создает поэму, что прославила его – «Москва — Петушки». Книга публикуется неофициально, становится притчей во языцех: передается из рук в руки, обсуждается, пересказывается, разносится на цитаты. Западные государства новое слово в литературе тоже не обходит стороной: с поэмой познакомились все страны НАТО, а сам автор становится известным на весь мир. Кажется, самое время насладиться свалившимся счастьем, признанием, славой и толпами поклонников, особенно после официального выхода книги в России (1988 год). Но не тут-то было: обнаруженный в 1985 году рак горла в 1990 году свел Ерофеева в могилу.

Сюжет поэмы прост: в поезде по маршруту «Москва — Петушки» едет Веня Ерофеев, цель поездки которого – встреча с любовницей. Какой закрученный сюжет можно создать на основе банальной житейский ситуации? Главный герой – интеллектуальный алкоголик, пускающийся в длинные пьяные монологи с попутчиками об истории, культуре, политике, философии и, конечно же, спиртосодержащих жидкостях. Цель поездки описывается автором как определенное утопическое место, ведь герой ее так и не достигает: в пьяном угаре проспал станцию, а поезд начал двигаться в обратном направлении. По ходу движения уволенного из-за пьянства бригадира монтажников посещают различного рода галлюцинации, с которыми он вступает в дебаты. Оканчивается книга сумбурно: по возвращении в столицу за главным героем бегут четыре неизвестных и втыкают ему в горло шило.

«Бред!» – подумает кто-то. Однако почему книгой зачитывался весь Советский Союз, и доселе она является предметом пристального изучения критиков? «Москва — Петушки» – это не рассказ о пьяном угаре героя, которого современный читатель может отнести к разряду гиблых людей, отбросов общества. Кого-то может смутить обилие ненормативной лексики, что льется на читателя со страниц коротеньких глав, но речь не об этом. Матерщина и алкоголь – это словно декорации, а в центре созданной автором вселенной находится человек, на котором сошлись все планы мироздания. Если скользить по книге поверхностным взглядом, то она так и останется непонятой. Чуть углубившись в прочтение, вникнув в суть парадоксов, что возникают на грани сна и реальности, понимаешь: черты Вени есть в каждом из нас.

Произведение способно зацепить душу практически любого, ведь оно наполнено вселенской грустью, которую так любят соотечественники, и разговорами за стопкой-другой, в которых рождается пьяная философия. К тому же поездка из Москвы в Петушки олицетворяет собой стремление вырваться из рутины, достичь большего — не к этому ли стремится душа каждого человека?

Ерофеев как автор смог заглянуть за идеалы, «ширму» существования обычных людей – и выясняется: их суть заключается в простоте, которая не зависит от правителей, времени, строя и законов.

На первый взгляд, герой поэмы – беспробудный алкоголик, но в его случае спирт является ключом к познанию, очищению. Да и в Библии говорится о спасении души через жертвование телом. Автор именно так оправдывает пьянство. Однако многие ли из спутников Венички используют алкоголь, чтобы очистить душу? Для них это прежде всего способ уйти от проблем, правды жизни, снять ответственность с себя. Здесь уже речь идет не об искуплении, а о грехе. Так и сегодня: за красивым «фасадом», тягой к роскоши и гламуру большинство людей сохраняют дух старых электричек без надежды на спасение души.

Читателю предоставляется возможность не изображать из себя аристократа, подбирая слова для беседы, а быть самим собой, в ироничной форме разглагольствуя на актуальные темы о прошлом, настоящем и будущем.

Можно ли считать, что писатель Венедикт Ерофеев прожил трагическую жизнь? Наверное, нет, ведь он сам сделал выбор в пользу «нестандартного» образа жизни, в то время как у него была масса возможностей обеспечить себе безбедное и стабильное существование. Однако помимо незаурядных способностей автор, как и его главный герой, руководствовались совестью, вкусом и богатым духовным миром. В этом и заключается главный секрет, что обеспечил любовь читателей к книге «Москва — Петушки» даже спустя многие годы.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.