Все чаще приходится слышать о гиперактивных детях.
Что же это за такая особая категория? Возможно, на эту тему больше заблуждений, чем правдивой информации…
Итак, миф первый. Гиперактивный – значит, не совсем нормальный.
Помню, в моем детстве термина «гиперактивность» вообще не существовало. Но в каждой детсадовской группе, в каждом школьном классе были дети (чаще всего мальчики), которых называли хулиганами. Они не могли смирно посидеть на месте несколько минут, постоянно озорничали, обижали других ребят, плохо учились… Воспитатели и учителя от них стонали. Моего одноклассника Сережу в младших классах учительница просто лупила (тогда это считалось нормой), а в средних математичка сажала его за отдельную парту у самой доски, чтобы был на виду. Когда Сережа ушел из школы после восьмого класса, все облегченно вздохнули. Впоследствии он окончил высшее военное училище, а сейчас живет за границей и занимается бизнесом. У него сеть ресторанов. Как вы думаете, может ненормальный психопат сделать такую карьеру? А ведь гиперактивность была налицо…
Миф второй. Все гиперактивные дети страдают синдромом дефицита внимания.
Что такое синдром дефицита внимания? Речь идет о детях, которым по какой-то причине не хватает внимания со стороны других людей – родителей, педагогов или сверстников. Некоторые психологи уверены, что все это сплошь детишки, заброшенные родителями, вот они и пытаются привлечь к себе внимание, чтобы восполнить этот самый дефицит.
Но на деле это лишь одна из причин гиперактивности. Ведь и среди взрослых есть сверхэнергичные индивиды, которым необходимо постоянно заниматься какой-то деятельностью, куда-то мчаться… Обычно жизнь у них бьет ключом: они обожают путешествовать, посещают с десяток различных кружков, секций и клубов, то и дело учатся на каких-нибудь курсах. Но если взрослые обычно контролируют себя, то дети этого еще не умеют. Избыток энергии они могут тратить на шалости и хулиганские поступки, причем им может просто не приходить в голову, что они поступают плохо.
При этом такие дети могут быть совсем не злыми. У нас в доме с некоторых пор снимает квартиру семья с двумя детьми. С мальчиком все более-менее в порядке, а от десятилетней девочки по имени Яна все соседи буквально стонут. То она придумывает бегать по двору, размахивая палками, то метать в ближайшие деревья металлические стержни-стрелы, то жечь костер… Яна не дает покоя соседским котам: родители не разрешают детям заводить животных на съемной квартире, так девчушка повадилась каждые два часа звонить в дверь соседям напротив, чтобы они выдали ей кота для прогулки. Весь подъезд забросан кошачьим кормом: Яна кормит и соседских кошек, и приблудных, с улицы, отчего под лестницей уже развелись привлеченные дармовой едой крысы… Получается, что девочка делает хорошее дело – заботится о животных. Но в то же время людям она доставляет массу неудобств.
Миф третий. Гиперактивным детям трудно сосредотачиваться на каком-нибудь деле.
Это отчасти правда, и именно поэтому у них нередко возникают проблемы с учебой. Но при верном подходе ситуацию можно скорректировать. Так, недавно исследователи из Университета Флориды выяснили: чтобы справляться с заданиями, такие дети должны просто больше двигаться. В эксперименте участвовали 52 мальчика в возрасте от 8 до 12 лет, 29 из которых имели синдром дефицита внимания и гиперактивности. Им был предложен ряд задач, связанных с обучением и логикой. Пока они решали задачи, за ними велось постоянное наблюдение – как со стороны ученых, так и с помощью видеокамер. Оказалось, что наилучшие результаты показали те участники, которые во время выполнения заданий совершали какие-либо движения.
По мнению психологов, двигательная активность помогает детям с синдромом СДВГ удерживать полученную информацию в памяти и обрабатывать ее. Как правило, на занятиях детей заставляют сидеть неподвижно. Возможно, следует ввести в процесс обучения двигательные элементы, считают специалисты, и материал будет лучше усваиваться. Среди гиперактивных детей встречается немало способных и даже талантливых. Бывают и такие, которым просто неинтересно заниматься тем, чем занимаются остальные, потому что их интеллектуальный уровень гораздо выше. Прежде чем сделать выводы о «необучаемости», следует проверить их IQ.
Миф четвертый. Гиперактивные дети неуправляемы.
Они такими только кажутся на первый взгляд. Да, если вы будете требовать, чтобы такой ребенок сидел тихо, он вряд ли послушается, или его хватит всего на несколько минут. Гиперактивному ребенку следует дать возможность выплеснуть свою энергию. Предлагайте ему подвижные игры, какую-то деятельность, которая требует приложения большого количества энергии – и не исключено, что он покажет даже лучшие результаты, чем его «нормальные» сверстники.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.