Как известно, проблемы с беременностью и родами могут повлиять на здоровье ребенка.
Но, оказывается, они воздействуют не только на физическую, а еще и на духовно-эмоциональную составляющую. По мнению чешского психолога Станислава Грофа, существуют так называемые базовые перинатальные матрицы, которые формируются во внутриутробный период и при появлении на свет и в конечном итоге определяют всю жизнь человека.
Первая из них – матрица наивности, формирующаяся от самого зачатия до родов. От нее зависит, насколько гармоничной будет личность. Если ребенок желанный, то он сможет принять себя таким, какой он есть, и выстроить гармоничные отношения с окружающим миром. Если же его появление на свет стало для родителей неприятной неожиданностью, то он будет испытывать чувство вины перед родителями и окружающим миром. Наконец, если ребенок родился не того пола, которого хотели родители, у него в будущем могут возникнуть проблемы с половой идентификацией, например, из таких детей с большой вероятностью вырастают люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Матрица жертвы формируется с начала родовых схваток до того, как раскроется шейка матки. Дело в том, что при сжатии матки во время родов плод испытывает сильное давление. Если роды проходят нормально, то малыш вырастает способным выживать в трудных ситуациях, самостоятельным, настойчивым и целеустремленным, уверенным в себе. Если роды слишком стремительные, этот человек будет пытаться решать все проблемы «с наскока», а если не получится, то станет просто отказываться от их решения. Если же роды были слишком долгие, такой человек будет постоянно попадать в ситуации «прессинга», ему будет сложно постоять за себя… При стимуляции родов дети появляются на свет не способными делать выбор или, скажем, первый шаг в отношениях. Дети, рожденные путем кесарева сечения, могут испытывать трудности с преодолением препятствий, а рожденные под наркозом не способны на активные действия в той или иной ситуации.
Матрица борьбы формируется в период продвижения по родовым путям. Этот путь физически непрост, поэтому идет самая настоящая борьба за жизнь. Если ребенку удается выбраться на свет самостоятельно за положенный срок (примерно полчаса), то он вполне готов к жизненным трудностям. Если пришлось применить обезболивающие средства, такой человек будет стремиться «сбежать» от проблем. Именно у таких людей часто возникает компьютерная зависимость. Наложение щипцов ведет к тому, что ребенок вырастает слишком ранимым и даже склонным к истерии. У «кесарят» же, которые не проходили «путь борьбы», может быть снижен инстинкт самосохранения. Если ребенок родился самостоятельно, но процесс родов был слишком долгим, он постоянно будет бороться с «ветряными мельницами». Если же он шел «спинкой», то впоследствии может добиваться поставленных целей нестандартными путями (впрочем, в некоторых областях жизни это может даже являться большим плюсом).
Но это еще не все! В период от рождения до 5-7-го дня после родов формируется матрица свободы. Если все было сделано по правилам – обрезали пуповину, дождавшись, когда она перестанет пульсировать, младенца рано приложили к материнской груди, если малыш в эти дни находился в постоянном контакте с матерью, он вырастет уравновешенным человеком и оптимистом. Если же правила в чем-то были нарушены, в раннем детстве у ребенка может присутствовать панический страх остаться без мамы, а в подростковом может отсутствовать взаимопонимание с родителями. В зрелости такой человек может испытывать повышенную потребность в близком существе рядом, что порой будет выливаться в серьезные проблемы.
Тем не менее, сложившиеся «матрицы» — это еще не приговор. Обычно их формирование полностью завершается к трем годам, когда ребенок психологически начинает отделять себя от матери. Поэтому негативные программы можно корректировать.
Прежде всего, матери необходимо сразу после рождения постоянно поддерживать контакт с ребенком, укладывая его на свой живот. Лучше, если «сеансы» будут продолжаться хотя бы час.
Если беременность была сопряжена со стрессами, ребенок нуждается в постоянном телесном контакте. Не скупитесь на ласки и объятия. Если вы ожидали ребенка другого пола, почаще произносите слова «мой мальчик», «моя девочка», «сыночек», «дочка»…
Если роды пришлось стимулировать, попробуйте научить такого ребенка самостоятельно принимать решения. Пусть сам почаще выбирает, в какие игрушки играть, что съесть, какую одежду надеть, и проч. «Обременяйте» его мелкими поручениями и чаще хвалите за достигнутый результат.
«Кесаренка» следует в игровой форме приучать к преодолению препятствий. Например, выстраивать узкий туннель из подушек, имитируя продвижение по родовым путям. Детям постарше подойдет катание с горок на детской площадке.
Тех, кто появился на свет слишком быстро, нужно учить терпению и аккуратности. Например, просите его каждый раз убирать на место игрушки. Таким детям полезен спорт, так как он дисциплинирует.
Если малыш при родах был обвит пуповиной (асфиксия), не стоит надевать на него сдавливающую одежду, например, свитеры «под горло», слишком тесно завязывать шарф или шапку.
Кстати, автор этих строк при рождении была обвита пуповиной два раза, и сами роды были тяжелыми, меня буквально выдавливали… После родов я даже ни разу не крикнула, меня в течение суток не приносили кормить и хотели поставить на учет у невролога, поскольку врачи были убеждены, что без патологий не обойдется… Сдавливающей одежды я действительно не выношу, но в остальном все более-менее в норме, и я даже могу назвать себя вполне успешным человеком.
Не забывайте также об игровой и арт-терапии. Эти методы подходят абсолютно всем.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.