Маленькая личность

Маленькая личность

«Каждый малыш своеобразен», – это скажет тебе любой психолог. «Мой ребенок – лучше всех!» – это скажет практически любая мама. Но какие на самом деле они, наши дети? Ведь вроде бы все начинают свою жизнь с нуля, а уже через несколько месяцев (а то и недель) кроха уже проявляет определенные психологические качества: один спокойно лежит в кроватке и агукает, а другой не слазит с маминых рук. К двум годам первый будет копошиться в углу с игрушками, а второй манипулировать родителями. Так кто же они, наши дети?

«Удобный» ребенок

Его любят няни и бабушки, которым сложно угнаться за его сверстниками, но легко наблюдать за спокойным и не капризным малышом, играющим в уголке. Да и самим родителям очень нравится спокойствие крохи. В младенчестве его можно оставить в кроватке, а в более старшем возрасте — одного дома. Он ничего не нарушит и может даже не заметить недолгой маминой отлучки. Позже из этого ребенка вырастет спокойный и послушный исполнитель, не умеющий проявлять инициативу (а зачатую и принимать решения).

Если ты узнала в этом описании своего малыша и хочешь привить ему более активные качества, не забывай его хвалить за каждое проявление инициативы. Не делай за него выбор – дай возможность решать самостоятельно, даже если это будет сначала тяжело. В разговорах почаще оперируй вопросами, направленными на выбор ребенка (Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Почему? Что тебе нравится? Что ты хочешь?), способствуй проявлению инициативы (Куда мы завтра пойдем гулять?). Очень важно добиваться вразумительного ответа, а не уходов от вопроса (Не знаю, Как ты хочешь и т.п.). Вовлекай ребенка в игры, где у него будет определенная (а лучше ведущая) роль. Для этого малыша очень важно общение со сверстниками, поэтому лучше не запирать его дома, нанимая репетиторов, а отдать в детский сад. И чем бы ни раздражал тебя такой ребенок, будь очень осторожна с наказанием! Слишком легко одним словом убить всю воспитанную ранее самостоятельность и уважение к себе.

«Маленький хвостик»

Постоянно вытаскивая своего ребенка из «кучи малы» на детской площадке, ты приводишь его домой, но уже через полчаса он пытается вовлечь всех домочадцев в какую-нибудь игру или снова тащит гулять? Основные его предложения начинаются со слов «Я с вами», «Возьмите меня с собой», «Давайте сделаем», «Давайте пойдем»? В младенчестве он не слазил с твоих рук, но мог легко посидеть и с «чужой тетей»? Тогда у тебя в семье завелся «маленький хвостик». Этому малышу постоянно нужна компания, он не хочет оставаться один ни на минутку, согласен на все, лишь бы кто-нибудь был рядом (это свойство сохраняется и во взрослой жизни). Он с радостью ходит в детский сад и, в большинстве случаев, становится там заводилой. Так же легко он сходится и с более старшими подростками, взрослыми – практически любыми людьми (не различая плохой-хороший, радуясь тому, что они просто обратили на него внимание).

Такого малыша очень важно приучать к самостоятельности, а для этого лучше всего найти хобби, которое его действительно заинтересует. Для этого, вполне вероятно, придется очень сильно постараться, перепробовав многое. Но увлечение его будет истинным (вполне вероятно, на всю жизнь). Также поощряй любые проявления самостоятельности и самозанятости, но не очередной прогулкой-вечеринкой, иначе малыш начнет тобой манипулировать. Самым жестоким наказанием для такого крохи будет одиночество. Если он провинился, то лучше всего отправить его в «место уединения» — результаты это принесет гораздо быстрее физического воздействия.

«Я не смогу»

Со стороны это замечательный и беспроблемный ребенок – в меру инициативный, в меру общительный, в меру усидчивый. Есть только одно маленькое НО – сталкиваясь с трудностями, он всегда отступает. Если что-то не получилось с первого раза, кроха не будет пытаться повторить – малейшая неудача его отпугнет. Упал с велосипеда – никогда на него не сядет, не понравилось рыбное блюдо – перестанет есть рыбу вообще, не поступил в институт – даже и не будет пытаться, не получилось с противоположным полом – замкнется в себе. Постоянно отступая перед трудностями, он очень быстро запоминает «не хочу», «не могу» и «не буду», преодолеть которые очень сложно.
Чтобы воспитать в ребенке стремление к новым видам деятельности и общению, почаще хвали его даже за самые маленькие удачи. Постарайся не ругать ребенка, если он в очередной раз ошибся, а у тебя не хватает терпения объяснить. Лучше рассказывай ему сказки, в которых дети легко и быстро справляются с трудностями. Позволяй малышу самостоятельно принимать решения, даже если именно ты их подсказала.

«Чистые» типы личности встречаются в нашей жизни не так уж часто. Для полноценного воспитания ребенку требуется не только физическое развитие, но и хороший эмоциональный фон в семье, не чрезмерное внимание и забота родителей, которым важно помнить, что уже после шести-семи лет ошибки воспитания практически невозможно исправить.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.