Перед женским праздником хочу напомнить вам о настоящем песенном шедевре Александры Пахмутовой – песне «Нежность». Это – для всех, кто любит эту песню, а также любит творчество Антуана де Сент-Экзюпери.
Песня «Нежность», одна из самых любимых песен в нашей стране, имеет очень непростую историю. Она была написана в 1965 году Николаем Добронравовым и его постоянным соавтором Сергеем Гребенниковым на музыку Александры Пахмутовой. И с течением времени, песня получила огромную популярность не только в Советском Союзе, но и во всем мире.
Изначально песня была составной частью песенного цикла «Обнимая небо», посвященного Юрию Гагарину. На эстраде же впервые «Нежность» прозвучала через год – в 1966-м. Интересная история: после премьеры песни в Колонном зале Дома Союзов знаменитая на тот момент певица Майя Кристалинская
ушла со сцены под стук собственных каблуков.
Авторам же (в особенности поэтам) пришлось выслушать множество негативных отзывов как от критиков, так и от собственных приятелей-литераторов.
Аркадий Островский буквально набросился на Добронравова в антракте: «О чем вы пишете? Какой-то никому не известный французский летчик! Уж тогда бы о Чкалове написали, что ли! Ближе к народу быть надо! Вот у меня: «А у нас во дворе…» – всем понятно, близко, и все довольны…»
И многоопытный советский поэт оказался прав! Советские чиновники от культуры даже в таких лиричных и абсолютно аполитичных стихах нашли криминал!
Так же пусто было на земле, и когда летал Экзюпери…
Ведь Экзюпери тогда был, как теперь говорят, культовой фигурой, и из-за загадочной и трагичной судьбы, и из-за всеми любимых произведений… Как раз именно за эту строчку и уцепились!
А почему вы пишете про каких-то иностранных летчиков? При чем тут какой-то Экзюпери?! Наши летали гораздо лучше!
Для Добронравова же стихи эти были принципиальны. По его воспоминаниям
сначала была музыка, но уже на первом этапе появились строчки «Опустела без тебя земля», и они дали музыкальный импульс. В контексте мне важен не сам летчик, а человек, который глазами поэта смотрел оттуда на Землю.
Песня «Нежность» стала одной из важнейших песен в творчестве Майи Кристалинской. Она сразу поняла и по достоинству оценила лиричность музыки, романтичность стихов… Не взирая на премьерный провал, Майя Владимировна с маниакальным упорством продолжала включать песню в свои концерты. И это принесло свои плоды! Публика постепенно прониклась тем, что должна была ощутить с самого начала. Полной победой «Нежности» стал фестиваль «Красная гвоздика» в Сочи. Майя Кристалинская была признана Певицей года по мнению слушателей! И уже полным триумфом обернулось исполнение песни в культовой мелодраме Татьяны Лиозновой по рассказу Александра Борщаговского. Так что история с этой песней, сама по себе, вполне достойна отдельного фильма.
Рассказ Борщаговского назывался «Три тополя на Шаболовке», а вышедшая на экраны страны в 1967-м кинокартина превратила название в «Три тополя на Плющихе». Опять же, Татьяна Доронина в фильме удивительно по-своему исполнила эту песню. Так что можно сказать, что песня «Нежность» стала одной из полноценных героинь фильма.
Лиознова считала Доронину актрисой, умеющей точно выразить любое внутреннее состояние своей героини.
НЕЖНОСТЬ
Стихи С. Гребенникова, Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой
Опустела без тебя земля…
Как мне несколько часов прожить?
Так же падает в садах листва,
И куда-то все спешат такси…
Только пусто на земле одной, без тебя,
А ты..ты летишь, и тебе
Дарят звезды свою нежность…
Так же пусто было на земле
И когда летал Экзюпери,
Так же падала листва в садах,
И придумать не могла земля,
Как прожить ей без него
Пока он летал, летал,
И все звезды ему
Отдавали свою нежность…
Опустела без тебя земля…
Если можешь, прилетай скорей…
Смотря с высоты уже нашего времени, можно сказать, что песня «Нежность» — это почти «Хазарский словарь». Как и в культовом романе Милорада Павича у нее есть мужская и женская версии. На одну мелодию были написаны два разных текста. Женскую пели Майя Кристалинская и Анна Герман, мужскую же версию впервые исполнил знаменитый Юрий Гуляев, который как раз и был основным исполнителем цикла Пахмутовой «Обнимая небо».
НЕЖНОСТЬ (мужская версия)
Век двадцатый — век больших разлук…
И тебе сейчас трудней, чем мне, —
Ждать труднее, чем идти на риск…
Между нами миллиарды звёзд,
Между нами радиаций яростный дождь,
Но в небо с далёкой земли
Долетает твоя нежность…
Может, надо улететь, чтоб знать,
Сколько в мире алых солнц и лун,
Может, надо улететь, чтоб знать,
Как беспомощно мала земля, —
Но огромна лишь одна земная любовь…
И здесь, во Вселенной,
Меня согревает твоя нежность.
Я лечу, и на меня глядят
Воспалённые зрачки планет;
Слышу ласковое пенье звёзд, —
Светел голос неземных светил…
Только в мире нет любви сильнее земной,
И здесь, во Вселенной, меня окрыляет твоя нежность…
А тебе ещё осталось ждать
Ровно столько, сколько мне летать…
У многих музыкантов к песне «Нежность» особое отношение, часто она связана с какой-то личной историей. Может быть поэтому кто только не исполнял ее: Алла Баянова и Тамара Синявская, Георгий Гаранян и Людмила Зыкина, Тамара Гвердцители и Людмила Сенчина, Маргарита Суханкина, Татьяна Буланова и многие, многие другие…
«Нежность» покорила классического гитариста Френсиса Гойю, написавшего 9 инструментальных интерпретаций этой чудесной мелодии.
На красивую лиричную мелодию обратили внимание за рубежом. Кубинская певица Лурдес Гиль исполняла «Нежность» на испанском языке, а француженка Фрида Боккара даже по-русски. За пределами Советского Союза песню исполняли много других музыкантов разных национальностей.
А теперь об Антуане де Сент-Экзюпери, с которым поэты Добронравов и Гребенников сравнили наших первых космонавтов.
Многих в то время удивило присутствие его имени в тексте песни. Но удивляться тут нечему — это была культовая фигура. Его произведения тогда не были в школьной программе, как сейчас. Может быть поэтому их старались обязательно прочесть.
А песня о Маленьком принце стала буквально шлягером после выхода детского фильма «Пассажир с Экватора». Более того, эта наивная приключенческая история со шпионами и пионерлагерем выглядела, да и сейчас выглядит и лирично, и романтично именно благодаря песне Микаэла Таривердиева. И ее тоже кто только не поет!
ГИБЕЛЬ КАПИТАНА ПТИЦ
Они познакомились в Буэнос-Айресе, как именно произошла эта знаменательная встреча, точно неизвестно. Вокруг их первого знакомства ходило множество невероятных слухов.
Однако, скорее всего, Сент-Экзюпери увидел Консуэло на одной из улиц, прогуливаясь по городу вместе со своим знакомым Бенжамином Кремье. Тот и представил будущих влюбленных друг другу, даже не предполагая, что навсегда соединил их судьбы.
Итак, они встретились в Буэнос-Айресе, Консуэло Гомес Каррило — вдова известного южноамериканского писателя Гомеса Каррило, была крошечной, неистовой, стремительной и непостоянной — она успела дважды побывать в браке (ее второй муж покончил жизнь самоубийством), любила приврать и обожала Францию. Под конец жизни она и сама запуталась в версиях собственной биографии: существуют четыре версии, описывающие её первый поцелуй с Сент-Экзюпери.
…С буэнос-айресского аэродрома взмывает самолет и делает круг над городом: Сент-Экзюпери отрывается от штурвала, наклоняется к Консуэло и просит его поцеловать. В ответ пассажирка говорит, что: а) она же вдова, б) в ее стране целуют только тех, кого любят, в) некоторые цветы, если к ним приблизиться чересчур резко, сразу закрываются, г) она никого никогда не целовала против своей воли. Сент-Экзюпери пригрозил спикировать в реку, и она поцеловала его в щеку — через несколько месяцев Консуэло получила восьмистраничное письмо, заканчивавшееся словами: «С вашего разрешения ваш супруг».
Потом она прилетела к нему в Париж. Они поженились, а вскоре Антуана перевели в Касабланку — теперь он был по-настоящему счастлив. Его обожали дети — он делал для них забавные бумажные вертолетики и отскакивавшие от земли мыльные пузыри с глицерином. Его любили взрослые, он славился как талантливый гипнотизер и виртуозный карточный фокусник. Он никогда не ошибался, его суждения о людях были абсолютно верными — со стороны Сент-Экзюпери казался настоящим волшебником.
Его служба в качестве пилота самолета-разведчика была постоянным вызовом здравому смыслу: Сент-Экзюпери с трудом втискивал в тесную кабину свое грузное, изломанное в многочисленных катастрофах тело, на земле он страдал от 40-градусной алжирской жары, в небе, на высоте десять тысяч метров, — от боли в плохо сросшихся костях Закончилось это так, как должно было закончиться: во французских авиационных частях зачитают приказ о подвиге и награждении бесследно исчезнувшего майора де Сент-Экзюпери.
Пилоты группы дальней разведки вспоминали, что весной и летом 1944 года Сент-Экзюпери казался «потерявшимся на этой планете» — он умел делать счастливыми других, но сам был глубоко несчастен. А друзья говорили, что в 44-м опасность была ему нужна, «как таблетка болеутоляющего». Сент-Экзюпери и раньше никогда не боялся смерти, теперь же он ее искал.
…Фронт прорван, немецкие танки рвутся к Парижу… Пилоты эскадрильи любили Сент-Экзюпери так же, как и все, кто с ним сталкивался. Он требовал, чтобы все вылеты в район Аннесси, где прошло его детство, остались за ним. Но ни один из них не прошел благополучно, и там же оборвался последний полет майора де Сент-Экзюпери. Перед четвертым вылетом гадалка предсказала, что он погибнет в морской воде, и Сент-Экзюпери, со смехом рассказывая об этом друзьям, заметил, что она скорее всего приняла его за моряка.
Пилот «Мессершмитта», патрулировавшего этот район, отрапортовал о том, что расстрелял безоружный «Лайтнинг П-38» (точно такой же, и у Сент-Экзюпери), подбитый самолет отвернул, задымил и рухнул в море. 88-летний Хорст Рипперт, бывший пилот Люфтваффе, считает, что он сбил самолет Антуана де Сент-Экзюпери. Люфтваффе не засчитало ему победу: свидетелей боя не оказалось, а обломков сбитого самолета и тело писателя так и не нашли 31 июля 1944 года. Мир потерял светлого человека и удивительного писателя Антуана де Сент-Экзюпери. И красивая легенда о сгинувшем в небе Франции писателе-летчике, человеке, которого арабы прозвали Капитаном птиц, продолжала жить: он исчез, растворился в средиземноморской лазури, ушел навстречу звездам — так же, как и его Маленький принц…
В память обо всех ушедших, тех, кто исполнял эту песню… В память обо всех, кто дорог каждому из нас…
Посмотрите этот концерт одной песни и выберите то исполнение, которое ляжет на душу именно вам.
С наступающим женским праздником!
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.