Ловушки мегаполиса

Ловушки мегаполиса

Все стремятся в столицу, будто им тут медом намазано. «Больше возможностей, больше людей, денег!» – это так. Но у мегаполиса есть и свои негативные черты, которые способны сделать человека несчастным и развенчать все его надежды. Как не попасться в ловушки мегаполиса и остаться в гармонии с самим собой и миром, пойдет речь в этой статье.

Ловушка ожиданий

Попадая в большой город, любой провинциал имеет о нем некое представление, которое формирует в сознании определенные ожидания. Чаще всего это представление основано на просмотре телевизионных программ, сериалов, иногда складывается под впечатлением редких экскурсионных поездок или восторженных отзывов знакомых, однажды там побывавших. Но одно дело приехать в столицу на выходные, другое – жить тут каждый день.

Чего чаще всего ожидает тот, кто попадает в большой город?

Что жизнь его резко измениться в лучшую сторону. Ведь в большом городе есть работа, много людей, возможностей, развлечений и денег. И первое время человек, действительно, в восторге от шумного и яркого мегаполиса, где легко получить массу удовольствий и впечатлений. Но проходит немного времени, и праздничная картинка сменяется довольно скучными и утомительными буднями, больше похожими на гонку по кругу. Становятся заметными пробки, очереди, теснота и многолюдность. И безразличие. Таких, как он слишком много, и никому нет друг до друга дела, на работу устроиться сложно не из-за ее отсутствия, а из-за огромной конкуренции, деньги на развлечения и удовольствия катастрофически быстро тают, так как в большом городе и цены выше и искушений больше. Короче говоря, не все то золото, что блестит. Так большинство ожиданий накрывается медным тазом и повергает в растерянность и разочарование. Хоть бери и домой возвращайся, в свой маленький тихий городок с узкими улочками и большим звездным небом, где каждая собака тебя знает, а потому и не лает.

Чтоб не попасться в ловушку ожиданий, не стоит ничего ожидать. Тогда сюрпризы не будут такими болезненными, а большой город не будет казаться пустыней. Ведь в нем тоже живут люди.

Ловушка многолюдности

Пожалуй, одиночество в толпе – одно из самых болезненных одиночеств. Будь ты на необитаемом острове, было бы понятно, почему ты один. Но когда рядом сотни и тысячи людей, не обращающих на тебя никакого внимания, выдержать это по силам не каждому. Особенно, если привык к теплому и близкому общению. Парадокс многолюдного одиночества заключается еще и в том, что каждый из этих занятых собой и погруженных в свои проблемы чужих людей испытывают одно и то же чувство обособленности и жажды соприкосновения и теплоты. Но боится разрушить защитную оболочку отчужденности, которая, в определенном смысле и помогает избежать ненужных и болезненных столкновений, и мешает человеку найти близких людей.

В толпе срабатывает психологический эффект свидетеля. Чем больше людей видят, что кто-то попал в беду, например, тонет или плачет, требует помощи и участия, тем меньше найдет сочувствующих. Бывает так, что кто-то умирает прямо на глазах у толпы, и ни один из серой массы не сдвинется с места, чтобы помочь. И не потому, что все они такие плохие. Тут срабатывает психологический закон «смешения ответственности», то есть каждый надеется на то, что помощь окажет кто-то другой. Тот старый советский лозунг «Если не я так кто же!» – в толпе не работает.

Так и с одиночеством.

– Как можно быть одиноким там, где столько людей, наверняка у этой грустной девушки с глазами больной собаки кто-то есть, не буду с ней знакомиться, когда вокруг столько людей, не может же она быть одна! – думает парень.

– Может! В том-то и дело, что может! – в свою очередь думает девушка и вспоминает о своей одинокой квартире, где ее никто не ждет.

Как выбраться из этой ловушки? Стараться видеть в толпе не серую массу, не безликость чужаков, а конкретных людей. И не бояться заговаривать с незнакомыми людьми, если они показались вам симпатичны. Наверняка, они будут рады, что хоть кто-то в этом потоке безразличия обратил на них внимание. А если вам нужна помощь, обращайтесь к конкретным людям: «Молодой человек в сером пальто и желтом шарфике, помогите мне, пожалуйста, вы кажетесь мне таким добрым!»

Ловушка выбора

В мегаполисе всего так много, что у нас разбегаются глаза. Нам кажется, чем больше выбор, тем легче принять решение. Но, оказывается, это не так. Это похоже на женщину, которая стоит перед открытым шкафом, забитым самыми разнообразными нарядами, и не может ничего выбрать. Может полдня собираться и все равно останется недовольной или так и не выберет ничего, и отложит свидание или прогулку.

Большой город просто напичкан местами и ситуациями, когда нам предоставляется большой выбор. Выбор места отдыха, ресторана, кинотеатра, спектакля, концерта, блюда, наряда, круга общения. А эти огромные сверкающие супермаркеты, где столько всего, что можно целый день бродить между стеллажами и мучиться от невозможности остановиться на какой-то одной покупке.

То же самое и с выбором партнера, места работы, учебы. Их так много, что возникает иллюзия быстрой и успешной замены, но остановившись на чем-то одном, мы неизменно испытываем недовольство, что упустили другой, может быть более удачный вариант.

Изучая этот психологический феномен, американские психологи Марк Леппер и Шина Айенгар провели интересное исследование. Они предложили одной группе покупателей-кулинаров, которые вошли в супермаркет, выбрать самый лучший джем из шести предложенных. А другой группе предоставили для выбора – двадцать четыре баночки сладкого десерта. В результате оказалось, что среди тех, у кого выбор был меньше, остались довольными покупкой 30 % покупателей, а те, кому пришлось выбирать из двадцати четырех вариантов в большинстве своем остались недовольны выбором и все сомневались, что поступили правильно. Очень часто множество перспектив превращается для нас в их отсутствие.

Как избегать ловушки выбора в большом городе? Стараться ограничивать количество вариантов. Ходить время от времени в маленькие магазины, иметь небольшой круг близких знакомых и друзей, остановиться на какой-то одной проверенной вами торговой марке, ресторане, кинотеатре, месте работы и т.д.

И все-таки большинство людей предпочитают именно большие магазины и большие города.

Ловушка изобилия и показной красоты

Нам кажется, что в мегаполисе есть все. Но на поверку, оказывается, что многие товары при всем своем разнообразии не отличаются высоким качеством. При этом мы наблюдаем разброс цен и множество похожих и близких предложений. Действительно качественных вещей, мест отдыха, книг, фильмов, даже вариантов общения не так-то много. И их нужно еще поискать. Между прочим, не всегда они будут стоить баснословных денег. А порой то же самое мы с успехом могли бы найти и в провинции, только в более дешевом и качественном варианте. Зачем переплачивать за красивую упаковку и приклеенные к китайскому ширпотребу яркие ярлыки?

Может, стоит довольствоваться тем, что имеешь и ценить то, что находится рядом. Многие провинциалы могут удивиться, насколько спартанский и скромный образ жизни ведут некоторые жители больших городов. Ведь им приходится на всем экономить из-за высоких цен на товары и услуги. А тот, кто не умеет находить нужные и полезные вещи в вынужденном рекламном изобилии, обречен на банкротство и постоянную неудовлетворенность.

Возможно, чтобы выбраться из ловушки изобилия, стоит умерить аппетиты и научиться довольствоваться тем, что имеешь, рационально использовать свои средства и ресурсы. Иногда прогулка в тихом парке или веселое катание с горки могут подарить намного больше эмоций и воспоминаний, чем вип-вечеринка в дорогом ресторане.

Мегаполис красив и ярок, но постоянный блеск огней хорош в ограниченном варианте, как развлечение и отдых, а не ежедневный фон жизни. Люди, которые долго живут в больших городах, устают от многолюдности, шума, огней и рвутся куда-нибудь в тихое место, в провинцию, поближе к природе, солнцу и небу, не разрезанному на куски крышами домов. Ведь именно там они могут дышать полной грудью и в полной мере ощущать изобилие Вселенной, частицей которой являются.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.