Когда грусть светла: 5 апреля – Вход Господень в Иерусалим

Когда грусть светла: 5 апреля – Вход Господень в Иерусалим

В мирской суете есть дюжина дат, когда стоит нажать на «паузу» и подумать о высоком.

Одна из них вот-вот наступит, в ближайшее воскресенье, называемое Вербным. У вас еще есть время подготовиться к спасительному для души событию и встретить его во всеоружии. Хотите узнать больше? Тогда советуем познакомиться со статьей ниже.

Истоки праздника

Какие только названия события вам могут не встретиться: Неделя вайи, Вербное воскресенье, Цветоносная неделя… Однако все они объединены общей историей, имя которой — Вход Господень в Иерусалим накануне его распятия. Торжество и трагичность этого явления собраны в одном из главных христианских праздников.

Все 4 апостола в своих Евангелиях рассказывают об этом знаменательном событии, которое принято вспоминать за 6 дней до Пасхи, после воскрешения Лазаря. Необходимо сказать, что в древности у евреев существовал обычай: если ты царь или победитель, то стоило въезжать в главный город на коне или осле, который символизирует собой миролюбие и кротость. Вот на последнем животном в этот день Христос и въехал в главные ворота Иерусалима. Нет, он отнюдь не мнил себя победителем в войне и не считал царем на определенной территории. Иисус совершил подобный торжественный жест как победитель смерти и прегрешений, а также как царь, чье царство распространяется не на города и страны, а на человеческие души.

Люди встречали Христа как своего Спасителя, срезали ветви с пальмы и бросали ему под ноги, сопровождали шествие торжественными криками. Несмотря на торжественность обстановки и верность многотысячной толпы, Спаситель уже тогда знал: путь, усыпанный пальмовыми ветками, ведет его к распятию. Именно это народное восхваление христиане и вспоминают в Вербное воскресенье, чтобы еще раз напомнить о добровольных страданиях Иисуса.

Событие входа Господня в город Иерусалим было возведено в ранг праздников христианской церковью еще в IV веке, на Руси же он отмечается с Х столетия. Ежегодно отмечаемое явление имеет «плавающую» дату, и в 2015 году у православных выпадает на начало апреля.

Традиции и обычаи

Среди многочисленных названий этой даты на территории России прочно обосновалось лишь одно – Вербное воскресение. Только почему в названии кроется причастность к высокому дереву с гибкими тонкими ветками и характерными пушистыми почками? Ответ нужно искать в географическом положении страны. Как уже говорилось, жители Иерусалима встречали приехавшего на осле Христа зелеными ветвями финиковой пальмы. Наш суровый климат, увы, не подразумевает подходящих условий для произрастания экзотических растений. Поэтому в ход идут местные представители флоры, что распускают почки раньше других. Такой своеобразный северный аналог, отдающий дань памяти всеобщему событию, объединяющему христиан. В этот день верующие, держа зеленеющие ветви в руках (символ победы), прославляют триумф Спасителя над смертью. Отсюда и название праздника – Вербное воскресение.

Издревле наши предки приписывали вербе магические свойства, а хранить ее было принято весь год за иконами в переднем углу избы. Веточки наделяли способностью сохранять и приумножать здоровье не только домочадцев, но и домашних животных, защищать дом от молнии и нечисти, урожай – от природных катаклизмов. Но, несмотря на такую любовь и почитание, собственноручно сажать вербу считалось худой приметой. Мол, кто вербу посадит, тот попадет в царство мертвых, как только из дерева можно будет выстрогать лопату.

Конечно, сегодня мало кто приписывает вербе столь волшебные свойства, но обычай освещения вербовых веток до сих пор соблюдается неукоснительно. Совершается он на Всенощном бдении в канун праздника. После того, как священник прочитает молитву, он окропляет ветви святой водой.

В этот день принято молиться и прихожанам, держа в руках зажженные свечи и ветки, что символизируют тот исторический момент, когда Иисус с царским достоинством въехал в ворота Иерусалима. В память об этом событии христиане словно снова и снова приветствуют Христа как Победителя смерти.

По приходу домой все, кто соблюдает Великий Пост, могут позволить себе некоторые вольности в трапезе. В частности, употреблять рыбу, растительное масло и даже пригубить чуть-чуть красного вина.

Вербное воскресение – это светлый праздник с налетом грусти, что предвещает радость от наступления Пасхи. Каждый из нас в этот день может сделать что-то для спасения собственной души. Каким образом? Помочь ближнему добрым словом или делом, поблагодарить высшие силы за то, что имеем, а не в кои-то веки просить о недостающем, рассказать детям об этой дате, наполнить сердце добротой… Вход Господень в Иерусалим – не просто историческое событие. Это, прежде всего, вход Господа в наши дома и души, поэтому стоит провести этот праздник достойно.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.