«Один ест мало, но не голоден; другой не прекращает есть, но не насыщается».
Хякудзё — персонаж классических дзенских коанов
Жизнь – поразительная вещь. Она непрерывно загадывает нам загадки и требует их разрешения. Только так она может заставить нас развиваться, найти свое предназначение и стать счастливыми.
Все мы находимся на разном уровне развития. Кто-то уже близок к просветлению. А кто-то барахтается в низших слоях атмосферы. У каждой души свой путь. Многим приходится крутиться на одной и той же орбите, пока он не поймет чего-то важного о жизни и не перейдет на новый виток постижения.
Как здорово было бы сразу все знать и мгновенно достичь нирваны. Но так не бывает. В постижении законов жизни заключено условие нашего взросления. Мы до всего должны дойти самостоятельно.
Понять смысл многих жизненных загадок помогают придуманные восточными мудрецами дзенские истории. Это так называемые коаны, разгадка которых сродни откровению или просветлению. Загоняя наш разум в тупик, такие истории заставляют работать высший «разум», открывают истинный смысл бытия.
«Нетрудно заметить, — писал Тейтаро Судзуки (японский буддолог, философ и психолог, популяризатор дзен-буддизма), — что коан совершенно не допускает умственной интерпретации. Скальпель интеллекта не в состоянии вскрыть его и посмотреть, что находится внутри, так как коан не является логическим утверждением, а вызывает определенное умственное состояние, вызванное практикой Дзена».
Дзенские истории помогают развивать интуитивную мудрость, изменять свою жизнь и по-новому смотреть на мир.
По большому счету вся наша жизнь состоит из коанов. Многие из них сопровождают нас с младенчества и связаны с самим фактом рождения в той или иной семье. Иногда наши родители неумышленно программируют в нас тяжелые жизненные дилеммы, мешающие нам найти свое счастье. Это программы типа «все мужики сволочи» или «все женщины стервы». Или этикетки, которые приклеиваются к нашему лбу критикующими нас взрослыми: «Ты неумеха, неудачник, толстуха, недотепа, раззява» и т.д., и т.п. Когда такими именами называют нас самые близкие люди, мы невольно верим им и вырастаем такими, какими они нас увидели. Попадаем в ловушки подсознания.
Мы хотим любви, дружбы, душевного тепла, но наша внутренняя установка говорит нам: «все вокруг плохие», «нет хороших мужчин и женщин», «я недостоин». Так естественная потребность блокируется навязанными когда-то моделями.
И только немногие люди могут активно сопротивляться родительским программам, разгадав их и понимая причину своего невезения.
Мы часто задаем себе вопрос: «Почему в нашу жизнь не приходит любовь?» Попробуйте посмотреть на этот вопрос с высоты дзенской притчи. Скорее всего, это случается тогда, когда вы либо боитесь ее, либо не хотите ее впускать.
Коаны – это загадки или истории, понимание которых приводит человека к просветлению, расширению сознания, к истинному знанию. Это новый взгляд на привычные вещи.
Например, самая простая фраза — «нельзя наполнить полную чашу» — при внимательном рассмотрении наталкивает на глубокие рассуждения о жизни. Согласитесь, для того, чтобы получить (понять) что-то новое в жизни, следует освободиться от прошлого. С другой стороны, смысл этой загадки в том, что переполненные чем-то, вы обязательно выльете это наружу. Ваша любовь или ваша ненависть при переполненности рискуют излиться на окружающих. Иногда не хватает только одной капли, чтобы запустить процесс. Коаны многозначны, и каждый из нас разгадывает их по-своему.
Нельзя украсть Луну!
Есть известная буддистская притча о грабителе, который пришел в дом бедняка, но не нашел того, что можно было украсть. Хозяин, вернувшийся домой и заставший там непрошеного гостя, обрадовался ему. И отдал ему в знак благодарности за то, что тот его посетил, свою последнюю одежду. А ночью бедный мечтатель забрался на крышу и, глядя на прекрасную Луну, сказал: «Как жаль, что я не смог подарить своему гостю самую красивую вещь, которая у меня есть – Луну!».
Смысл этой причти заключается не только в том, что нельзя украсть Луну, а в том, что у человека есть ценности, находящиеся внутри него. Их нельзя украсть, купить или продать. Ими можно только добровольно поделиться как частью своей души. Мне кажется, этот наивный бедняк, поделившийся последней рубахой, заставил вора удивиться и задуматься о собственной никчемности.
К разряду известных коанов, помогающих философски смотреть на жизнь и понимать законы Вселенной, можно отнести известное выражение, иллюстрирующее вечное движение перемен: «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды».
Коаны помогают в формировании гармоничного мировосприятия. Нельзя потерять того, чего не имеешь. И жалеть о том, что тебе не нужно. Но ведь как раз об этом мы больше всего и грустим. То, что уже прошло, и то, что еще не случилось, составляет 90% наших переживаний. Это не должно быть предметом нашего волнения. Потому что реальным является только настоящее.
«Когда вы перестанете копаться в том, что уже произошло… И тревожиться о том, что еще не случилось… Тогда вы сможете ощущать Радость Жизни». (Тхить Нят Хан). Наше зависание в прошлом мешает нам жить.
У грязного ручья
Об этом идет речь в истории о двух монахах, встретивших прекрасную девушку у грязного ручья. Она боялась его перейти. И один из них подхватил ее на руки и перенес через бурный поток. Всю дорогу его спутник хмурился, а когда они подходили к монастырю, осуждающе промолвил:
–Мы не должны увлекаться мирскими страстями. Ты поступил скверно, брат.
–Ты о чем?
–О той девушке.
–А… Я давно забыл о ней, а ты все несешь!
О чем эта притча? О том, что мы несем в себе много мысленного балласта, не позволяющего нам быть здесь и сейчас.
Посмотрите на жизнь с иного ракурса. Это поможет нейтрализовать множество мучающих вас проблем и противоречий.
Последняя ягодка
Позвольте рассказать еще одну историю — о человеке, который случайно попал на тропу, где охотился тигр. Спасаясь от хищника, человек упал в пропасть. В последний момент он зацепился за лозу, которой был увит крутой склон холма. Представьте: висит человек над пропастью. Сверху тигр. Лоза еле держит. К тонкой ветке подползают мыши и вот-вот перегрызут ее. Безвыходное положение. И в этот безумный миг наш герой замечает растущую на уступе землянику. Он ни разу не видел такой красивой и крупной ягоды. На мгновение он высвобождает руку и срывает ягоду. Вкуснее ее он не ел никогда в жизни!
Как вы думаете, в чем мудрость этого коана?
Он о том же. О том, что каждый миг нашей жизни может быть прекрасен, если мы этого захотим. Счастье не в прошлом, не в будущем. Оно сейчас. И надо увидеть его, поймать и запечатлеть в своем сердце. А для этого быть максимально открытым для любых сюрпризов жизни.
Один из самых распространенных шаблонов, ограничивающих нас, заключается в том, что мир жесток и от него надо защищаться. Множество разочарований, боль, страдания, плохие примеры из собственной и чужой жизни буквально парализуют нас и накрепко закрывают от окружающих. Взаперти как-то безопаснее. Посмотрите вокруг. Всюду металлические двери. Кодовые замки. Сложные системы безопасности. Все это касается не только охраны нашего жилища, но и нашего внутреннего мира. Но парадокс заключается в том, что, плотно упаковавшись в защитный саркофаг, мы обрекаем себя на одиночество и медленное умирание. Не открываясь миру, невозможно стать его частью. Встретить любовь. Поделиться тем, что владеешь, и получить то, в чем нуждается твоя душа. Тут вступает в действие один из самых сложных жизненных коанов: «Как быть открытым и защищенным одновременно». Непростая задача. Практически неразрешимая.
Но в том-то и дело, что решение коанов позволяет нам выйти за рамки ума. Не следовать правилам и шаблонам, а как бы подниматься над ними. Уже одно понимание того, что есть некие правила, они придуманы людьми, их можно выполнять или нарушать, делает твою жизнь осознанной. Слепое же подчинение чужим ожиданиям или законам не дает возможности быть собой и жить своей уникальной жизнью.
Не нарушая законов, но понимая, зачем они придуманы и как они защищают тебя от жестокого мира, ты можешь выполнять или осознанно не выполнять их. Или придумать свои собственные правила и играть по ним. В таком случае ты открыт миру и одновременно защищен от его агрессии.
Позиция «над правилами» и осознанное, а не слепое следование им делает тебя свободным. А ощущение свободы – главное условие счастья. Научившись таким образом смотреть на свою жизнь, ты будешь получать огромное удовольствие от той земляники, которую сможешь увидеть, даже зависнув над пропастью.
Собственно, мы все время висим над пропастью (никто не знает, когда лоза, поддерживающая нашу жизнь, оборвется). Глубокое понимание этой метафоры помогает радоваться каждой минуте жизни, ведь она может стать последней.
Мы очень часто заняты совершенно пустыми и не нужными для нашей души делами. Озабочены карьерой и приобретением благ, все время стремимся крепко стоять на земле. Земля (материальность) поддерживает нас, дает нам силы. Чем сильнее мы упираемся в нее ногами, тем устойчивее стоим, тем больше она возвращает нам сил.
А теперь ответьте: «При каком условии земля отдаст всю свою силу?»
Ответ на этот коан заставит вас пересмотреть всю философскую систему собственной жизни. Вы поймете, что стоять на земле – это только часть жизни, маленькая часть материального мира. Главное, что есть на свете, понимаешь, когда отрываешься от земли.
Каждый миг нашей жизни – коан, который мы обречены разрешить. Стать виртуозным толкователем загадок своей судьбы – достойный и чрезвычайно интересный путь. Скучно не будет! Унывать и печалиться не придется. Уныние – болезнь праздного ума. Займите его разгадкой собственной жизни и тайнами своего счастья, и вы его обретете.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.