Воображение можно развивать в любом возрасте, но время его интенсивного развития – от 5 до 15 лет. В зависимости от возраста эта психическая функция может меняться. На его развитие влияют игры ребенка, его продуктивная деятельность, чтение, программа, по которой он обучается и даже личность педагога. Воображение у ребенка пробуждается примерно в 3 года.
Развитие воображения 2,5-3 года
Воображение ребенка начинает «просыпаться» не раньше 2,5 лет, когда происходит выделение личностного «Я» малыша, он понимает, что отделен от окружающего мира. В этом возрасте происходит разделение воображения на 2 вида.
1.Аффективное воображение возникает тогда, когда появляются противоречия между теми образами, которые сложились в голове у ребенка и той реальностью, в которой он живет. Когда не получается справиться с этими противоречиями, растет внутреннее напряжение, появляются страхи и тревоги. Аффективное воображение помогает справиться с ними. Малыш проигрывает свои переживания и так постепенно избавляется от страха.
2.Познавательное воображение. При помощи него малыш достраивает и уточняет свою картину мира. Он может выстроить целостные образы явлений или событий. Ребенок, используя игрушки, разыгрывает знакомые ему действия и уже продумывает все возможные варианты.
Деятельность малыша опирается на знакомые предметы, например, ребенок использует палочку, как ложку, которой кормит мишку. Но первое время замысел ребенка неустойчивый, если он отвлечется, легко может забыть, какой предмет что изображает. Дети в раннем дошкольном возрасте чаще сначала делают, а уже потом думают, они не умеют планировать деятельность: он нарисовал каракули на листе бумаги, и только в процессе решил, что это будет. Часто дети дают фантастические объяснения тем или иным явлениям, т.к. пока не знают действительность.
Чтобы развивать воображение в этом возрасте, постарайтесь обогащать его жизненный опыт. Чем больше впечатлений и эмоций у ребенка, тем лучше. Вы можете сходить на прогулку в лес или к берегу озера, посетить концерты или детские представления, путешествовать. Новые впечатления можно получить и дома: попробовать новое блюдо или фрукт, познакомиться с новым ароматом, разнообразить тактильные ощущения (потрогали бархатную бумагу, погладили мех).
Еще один способ – чтение. В этом возрасте оно может уже стать приятным ритуалом. Договоритесь, когда вы будете читать книжки. Многие дети предпочитают слушать сказки перед сном. Одну и ту же книгу можно перечитывать несколько раз.
Можно поиграть с ним в эти игры, развивающие воображение:
1.Веселая прогулка. Вы идете с малышом в садик или вышли на прогулку. Начните что-то придумывать. Например, вы увидели, как по дороге бежит собака или кошка. Старайтесь вместе представить, куда она бежит, что будет потом делать. Или же на дереве сидят и каркают вороны. Предложите ребенку «озвучить» их разговор. Что они говорят, о чем хотят сообщить. Можно разглядывать облака и подумать над тем, на что они похожи. Это упражнение поможет развить и речь ребенка, сделает его более наблюдательным.
2.Угадай, кто это. Эта веселая игра очень нравится всем детям. Попробуйте изобразить зайчика, медведя или любое другое животное. Ребенок должен угадать, кого вы показали. Потом наступает очередь взрослого отгадывать. Малыш изображает, а вы пытаетесь понять, что это за зверь.
3.Волшебная клякса. Ребенок берет лист бумаги, выбирает свой любимый цвет и ставит в середине листа большую кляксу. Потом нужно аккуратно согнуть листок пополам. Когда вы его развернете, получится необычная картинка. Малыш должен придумать, на что это похоже, дорисовать какие-то детали, чтобы рисунок получился завершенным.
4.Подарки от волшебной феи. Из цветного картона необходимо вырезать фигурки разного размера и формы, сложить их в коробку. Расскажите ребенку сказку о том, как фея приготовила лесным зверятам подарки. Но появился злой волшебник и все их заколдовал. Ребенок должен догадаться, что за игрушки принесла фея. Так, кружок мог быть мячиком, а квадрат – кубиком. Играя в эту игру, вы не только развиваете воображение ребенка, но и повторяете формы и цвета.
Занятия с детьми 4-5 лет
В этом возрасте ребенок усваивает правила поведения, принятые в обществе нормы, укрепляется его «Я». Фантазии могут возникать не только спонтанно. Сначала появляется замысел, потом ребенок его реализует. Он начинает пользоваться репродуктивным воображением, т.е. хочет воспроизводить реальность такой, какая она есть. В это время происходит буйный рост словесной формы воображения.
Страхов в 4-5 лет становится меньше, и аффективное воображение используется реже, только после перенесения травмы. Например, он недавно лежал в больнице после операции и после этого оперировал свою игрушку.
Что же касается познавательного воображения, то оно активно развивается в ролевой игре. Способствуют этому и рисование, конструирование, лепка. Вы можете вместе сочинять истории, ребенок должен создавать свои сюжеты и персонажей. Можно поиграть в игры, развивающие воображение:
1.Сказка наоборот. Попросите ребенка изменить сюжет сказки так, чтобы она получилась шиворот-навыворот. Для начала сами расскажите одну такую сказку, а потом предложите ему переделать любую знакомую историю. Или же просто изменить один из сюжетов сказки, рассказав ее по-новому. Например, Золушка не теряла туфлю. Как ее еще мог найти принц?
2.Продолжи рисунок. Нарисуйте 7 кругов одинакового размера или любые другие фигуры. Попросите дорисовать картинку, но так, чтобы получились разные изображения.
3.Загадочный зверь. Придумайте слово и объясните ребенку, то так зовут одно необычное животное. Попросите его представить, как выглядит этот зверь, и нарисовать его, а потом сочинить про него историю. Пусть малыш расскажет, где он живет, чем питается, что любит делать и т.д.
Как развивать воображение у детей 6-7 лет
Старший дошкольник не только осваивает образцы поведения, но и начинает отходить от стандартов, использовать их для того, чтобы выдумывать что-то новое. У ребенка начинает формироваться замысел, способный удерживать внимание несколько дней. Чтобы фантазия начала работать, иногда достаточно посмотреть фильм, увидеть картинку или же услышать сюжет из книги.
В этот период ребенок может сам придумать игру, подобрать для нее место действия, наделив себя и друзей какими-то ролями. Однако действия и сюжет игры могут постоянно меняться, если сами участники этого захотят. У общей идеи появляются какие-то детали, а любой внешний фактор может стать стимулом для появления новых героев или сюжетов. Если в 3 года дети играют не дольше 10-15 минут, в 4-5 лет – около 50 минут, до в 6 лет они могут увлечься игрой на несколько часов или дней.
Это самое подходящее время для закладывания базы развития творческого мышления, ребенок учится мыслить нестандартно. Развитие воображения происходит также, как и предыдущие годы: знакомство с окружающим миром, искусством, чтение книг, соответствующих возрасту. Дети играют, рисуют, лепят, конструируют.
Играйте с детьми в игры, развивающие воображение:
1.Новая жизнь. Дети уже знают, как используются те или иные предметы. Попросите их рассказать, как еще можно применять эти вещи в быту. Можете дать им в руки зубную щетку или карандаш, бутылку из-под сока и другие знакомые с детства предметы.
2.История вещи. Попросите ребенка выбрать предмет и рассказать историю от его имени. Это могут быть приключения игрушки, камешка, который вы нашли у дороги, шарфа и т.д.
3.Чего на свете не бывает. Приготовьте карандаши, фломастеры и попросите ребенка придумать и нарисовать то, чего на свете не бывает. После того, как он закончит рисунок, его нужно обсудить.
Развитие воображения у младших школьников
Дети младшего школьного возраста учатся управлять своим воображением, контролировать этот процесс. Учеба помогает развить воссоздающее воображение, т.к. чтобы освоить учебный материал, нужно постоянно представлять то, о чем говорит педагог. Но, к сожалению, развитию творческого воображения уделяется не так много времени. Младший школьный возраст является самым лучшим периодом для этого. У ребенка уже имеется опыт, развита память, занятия должны проводиться в обязательном порядке, а иначе можно упустить благоприятный момент.
Кроме знакомых нам способов развития воображения, можно использовать новые. Пусть дети расскажут об эмоциях и чувствах, а потом попытаются выразить их через рисунок или при помощи музыки. Можно заняться словесным рисованием, попробовать нарисовать музыку, характер персонажа или настроение произведения.
Стоит научить их видеть причинно-следственные отношения, определять причину происшествий, попросить выстроить логическую цепочку между двумя событиями, которые, как кажется, никак не связаны между собой. Полезно создавать ассоциативные цепочки, придумывать синонимы и антонимы к словам.
Как развивать воображение:
1.Сочинять истории. Педагог или родитель может предложить тему или же картинку, по которой ребенок должен придумать сказку или историю. Можно сочинять продолжения сказок.
2.Импровизация. В занятии может участвовать брат или сестра, или же приглашенный в гости ребенок. Выбираются 2 сказочных персонажа, не связанных между собой. Дети должны сыграть их роли, сами придумывая сюжет. Взрослый дает только задание: телефонный разговор или сценка.
3.Интересная история. Взрослый придумывает 2 предложения, не связанных по смыслу, а ребенок должен сочинить рассказ и включить в него эти предложения. Например, дается заготовка: «Папа утром опоздал на работу» и «поэтому мы решили украсить елку». А дети должны придумать рассказ, в котором оба предложения смотрелись бы гармонично.
Как мы видим, развитие воображения – это не скучный процесс, а интересная и увлекательная игра. Занимайтесь со своими детьми, читайте им книжки, придумывайте истории, и сможете вырастить успешного человека.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.