Комфортно ли вам выступать перед широкой аудиторией? Докладывать на совещании перед руководством и коллегами?
На конференциях, семинарах, когда на вас устремлены десятки глаз? Как вы чувствуете себя перед презентацией своей компании на встрече с клиентами? Волнуетесь? Вы не одна такая! Оказывается, страх публичных выступлений по своей силе — второй после страха смерти. Большинство людей испытывают его. Даже те, для кого ораторское искусство является профессией. Как же справиться со своими эмоциями? Не показать публике свой страх? Ведь этим можно испортить все дело.
Существует множество приемов обуздания страхов, которые мы испытываем, выступая перед большой аудиторией.
Чтобы заполнить паузу перед самим выступлением (например, пока собираются слушатели), отвлекитесь мыслями об окружающей вас обстановке, внутренне описывайте все вокруг себя.
Если вы перед выступлением находитесь в изолированном от слушателей помещении, то можете выполнить пару несложных физических упражнений. Например, несколько неполных приседаний.
Также полезно подумать о своих слушателях с юмором. Например, посмотрите на них и проговорите про себя: «Родненькие мои!». Или представьте их в костюмах зайчиков. Это несколько снимет напряжение.
Иногда помогает заводящая фраза («Я сделаю это!»).
Очень хорошо работает визуализация успеха. Представьте, что уже все закончилось. Вам все удалось! Примерьте на себя настроение конца успешного выступления. Сконцентрируйтесь на нем.
Иногда срабатывает противоположный прием: представьте себе худший сценарий развития событий: вы упали, у вас порвался чулок, вы закашлялись и не можете говорить. Представили? А теперь испытайте облегчение: ничего этого не случилось! Вы можете просто начинать презентацию и провести ее блестяще!
Перед выступлением дышите полной грудью. Обязательно начните говорить на выдохе. Так ваш голос будет звучать уверенней. Если вы начнете на вдохе, то будете задыхаться. Согласитесь, со сбивающимся дыханием трудно прослыть хорошим оратором.
Вообще, в любом выступлении главное – начать. Титанических усилий стоит именно эффектное начало. Сконцентрируйтесь на нем. Еще Коко Шанель говорила: «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». С началом вашего звучания пойдет энергия из зала, и очень скоро вам станет легче. Вы испытаете пьянящее вдохновение. Ваша диафрагма раскроется, жесты и мимика станут непринужденней.
Для эффектного начала хорошо подходит использование так называемого правила 12. Это правило базируется на том, что люди составляют о нас свое впечатление в первые 12 секунд встречи. Слушатели подсознательно словно сканерят оратора, формируя свое мнение о нем. По каким же критериям производится этот скан? На что в первую очередь обращает внимание собеседник? И о чем прежде всего вам необходимо позаботиться в этот ответственный момент, чтобы получить хорошее мнение о себе?
Во-первых, это ваши 12 дюймов сверху — т.е. собеседник обращает внимание на часть вашего тела от макушки головы примерно до зоны декольте. Принимаются во внимание ухоженность ваших волос, свежесть цвета лица, нанесенный макияж, открытость улыбки, добродушность взгляда и т.д.
Во-вторых, это те же 12 дюймов снизу – т.е. слушатель обращает внимание на нижнюю часть вашего тела. Имеются в виду опрятность вашей обуви, актуальность ее фасона и т.д.
В-третьих, огромное значение имеют ваши первые 12 шагов – ваш уверенный выход на сцену, к трибуне, столу и т.д.
В-четвертых, аудитория подсознательно обращает пристальное внимание на ваши первые 12 действий – как вы выйдете, представитесь, пожмете руку собеседнику, улыбнетесь, вручите визитку, передадите презентационный материал и т.д.
В-пятых, четко проконтролируйте свои первые 12 жестов – они должны быть непременно открытыми. Понаблюдайте за выступлениями известных политиков. У них можно почерпнуть идеи для собственной жестикуляции.
В-шестых, конечно же, крайне важны ваши первые 12 слов – причем большее значение даже имеют ни их смысл, а эмоция, интонация, с которой вы их произнесете. Это непременно должен быть позитив. Избегайте частиц «не» и «но».
Умелое использование правила 12 не только поможет вам расположить к себе аудиторию, но и задаст вам нужный настрой на успешное, непринужденное публичное выступление.
В начале доклада, чтобы не растерять первоначальные наработки, смотрите больше на тех, кто вас поддерживает: кивает головой, улыбается. Это вдохновит и поддержит вас. Но в дальнейшем не изолируйте все свое внимание только на единомышленниках. Для настоящего успеха вам нужна поддержка всех слушателей. Уделяйте внимание и угрюмым собеседникам. Для этого спрашивайте их совета, интересуйтесь их мнением по обсуждаемому вопросу.
И не забывайте о самом главном и беспроигрышном способе преодолеть свой страх перед публичными выступлениями – так называемом правиле «ППП». Расшифровывается эта аббревиатура как «Практика, практика, практика». Выступайте как можно чаще. Уже после первых 100 практик публичных выступлений вы почувствуете, что перешли на новый уровень в ораторском искусстве. Успехов вам и благодарных слушателей!
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.