Что самое главное для актерской и «околоактерской» братии: слава, деньги или возможность самореализации? Каждый приходит в профессию, связанную с магией кино, по своим личным мотивам. Однако слукавит тот, кто не мечтает получить «Оскар» как признание собственных заслуг. Как появилась самая почитаемая среди кинематографистов премия, какой смысл заложен в золотой статуэтке, интересные факты из истории кинонаграды – об этом поговорим прямо сейчас.
«Рождению» на свет «Оскара» предшествовало основание американской академии киноискусства, предложенное самым влиятельным голливудским продюсером Луисом Мейером в 1927 году. Что преследовалось им? Создание влиятельного актерского профсоюза, который будет защищать права своих участников, работать над хорошей репутаций кинематографа, поощрять заслуги своих самых ярких представителей. Сказано – сделано: основные представители киноэлиты, помимо всего прочего, решили ежегодно отмечать наградой лучшие фильмы года. Правда, называлась она вначале «Награда академии за заслуги», и только спустя 12 лет (1939 г.) переименовалась в «Оскар».
Первое вручение состоялось в мае 1929 года, когда заслуги кинематографистов отмечались в десяти номинациях. Вплоть до 1934 года торжественная церемония проходила раз в пару лет. Несомненно, профессиональная работа Киноакадемии привлекла к себе внимание общественности, и уже на следующий год событие активно освещалось в прессе, а затем на радио и телевидении.
Главный трофей, золотая статуэтка, с момента своей разработки не изменял своему «имиджу». И сегодня он представляет собой рыцаря на киноленте-постаменте высотой примерно 34 см и весом 3,8 кг. Символично количество отверстий на подставке (5), напоминающих о пяти оригинальных отделениях Академии: актерской братии, режиссерах, продюссерах, кинотехниках, сценаристах. Солнечный цвет награды – ни что иное, как настоящее золотое покрытие в 24 карата, которое использовалось всегда, за исключением периода Второй мировой войны. Даже в эти тяжелые годы признание заслуг кинематографистов продолжалось, правда, отмечалось покрытой краской гипсовыми статуэтками.
Что выгодно отличает присуждение Оскара от других престижных кинофестивалей? Демократичность! Здесь нет узкого круга жюри, зато судьбу конкурсантов определяет всеобщее голосование членов Академии. Причем, каждая отрасль голосует лишь за свою категорию: актеры – за мужские и женские роли первого и второго плана, режиссеры – за режиссеров и т.п. Всеобщее единение наблюдается лишь при выборе лучшей картины года.
Откуда берутся кандидаты на соискание премии? Выдвигаются своими же коллегами, а победители определяются тайным голосованием.
Правила номинирования на Оскар с момента основания Академии менялись множество раз, вплоть до кардинальных нововведений. Сегодня все проходит в условиях строжайшей секретности: в конце года все члены Киноакадемии получают специальные бюллетени со списками участников, которые в январе возвращаются в специальную аудиторскую фирму. Там и подсчитываются голоса, выявляя номинантов: их списки оглашаются во второй половине января. Имена победителей не известны вплоть до распечатывания конвертов на самой церемонии (конец февраля – начало марта). По этой же причине всегда имеется небольшой запас золотых статуэток, т.к. неизвестно, какое точное количество победителей будет в конкретном году. Неизменно одно: вручение всегда проходит в Лос-Анджелесе в театре Долби и отличается особой торжественностью.
Кстати, а почему награду называют Оскар»? По официальной версии Академии, именно так его окрестил исполнительный директор Маргарет Херрик, удивившись сходству статуэтки и своего… дяди.
Занимательные факты из жизни церемонии:
•Уолт Дисней – чемпион по завоеванию «Оскаров»: их в его копилке 26 штук;
•награда за лучший фильм вручается не режиссеру, а продюсеру;
•состав Академии представляет собой членство более 6000 участников;
•длина Красной дорожки составляет 150 метров, а ширина – 10 метров. Здесь и происходит дефиле знаменитостей в «кутюрных» нарядах;
•примерно 700 миллионов долларов – именно такая сумма вливается в казну Лос-Анджелеса после каждой премии.
В последнее время «Оскар» все чаще подвергается критике и нападкам, мол, мнение участников далеко не беспристрастное, а кинокомпании ведут нечестную игру в гонке за кассовыми сборами, которые являются прямым доказательством успешности картины. Часто высказывается мнение, что предшествующий важнейшей кинопремии «Золотой глобус» – инструмент маркетинга и индикатор успешности в борьбе за «Оскар». Так или иначе, хочется надеется, что принципы, заложенные отцами-основателями Академии (художественное достоинство картины, глубокое содержание, профессиональная актерская игра) не потеряются в реалиях, «заточенных» на получение прибыли.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.