Как «Бременских музыкантов» «топили» и на «Юрии Антонове» с горы катались

Как «Бременских музыкантов» «топили» и на «Юрии Антонове» с горы катались

«Нам с братом было лет по пять, когда родители принесли в дом маленький пластмассовый чемоданчик с закругленными краями. На внутренней стороне крышки этого чемоданчика располагался большой динамик, ниже — проигрыватель. Тогда же в доме появилось несметное количество детских пластинок. Мы могли слушать их часами. Моей любимой пластинкой была «Малахитовая шкатулка», а братец был без ума от «Бременских музыкантов». Из-за того, какую пластинку слушать, мы постоянно дрались. Примирить нас могла только «Кошка, которая гуляет сама по себе». Эту сказку мы любили оба».

Из воспоминаний форумчанина

Полгода назад воспитатели одного из московских детских садов решили разобрать сваленные в подсобное помещение старые игрушки. Какова же была их радость, когда среди кукол, мишек, зайцев и машинок нашелся старенький проигрыватель и картонная коробка, полная пластинок со сказками. Среди черных твердых здесь были и мягкие разноцветные полупрозрачные пластинки.

— Когда мы принесли проигрыватель в группу, поставили одну из мягких пластинок «под иголку» и она вдруг «заговорила», у наших воспитанников были ну о-о-очень удивленные глаза.

Еще бы! В век CD и DVD такие вещи смотрятся наивно, может, отчасти нелепо. Но ведь когда–то…

Мне – 6 лет. Я возьму маму за руку и потяну ее в «Союзпечать». Не в ту «Союзпечать», где растиражированные эротика, «скандалы, интриги, расследования» соседствуют с презервативами и карманными ножами… Я поведу маму туда, где на прилавке лежит мой любимый журнал «Колобок».

Вышедший впервые в 1968 году, «Колобок» хранит в своем «сердце» две «гибких звуковых пластинки». (Не отсюда ли взята идея прилагать к современным печатным изданиям компакт–диски?) Стоит только вырезать «советский киндер–сюрприз» из журнала и поставить пластинку в проигрыватель, как раздастся милое сердцу потрескивание, пришептывание и… «жили были…» Сказки, песни (в том числе пионерские), рассказы, радиопередачи… И большего не надо…

Взрослеют наши дети, и когда–нибудь им захочется узнать о старых пластинках. Они откроют энциклопедию и прочитают: «Детские пластинки — аудиозаписи на граммофонных пластинках, предназначенные для детской аудитории. В США пик популярности таких пластинок пришелся на 30-50–е годы. В Советском Союзе детские пластинки активно продавались вплоть до конца 80–х — начала 90–х годов. В СССР детские пластинки выпускались фирмой «Мелодия» на основе песен из отечественных музыкальных фильмов».

И все–таки нам хочется, чтобы это знакомство было несколько иным. Вместе с мужем мы перебираем старые пластинки. От них веет детством. Нашим детством…

— Моя любимая пластинка «Три поросенка», а твоя?
— А моя — про Хоттабыча! Или про Али–Бабу.
— Эх вы, мелкота, самая лучшая в мире пластинка – «Бременские музыканты».

Пластинка «Бременские музыканты» была едва ли не самой любимой пластинкой советских детей и их родителей. О том, какой сложный путь она прошла, мне рассказал один из создателей «Бременских музыкантов» поэт Юрий Сергеевич Энтин:

— Мы были молоды и нам хотелось сделать что-нибудь эдакое, не слащавое. Мы – это композитор Геннадий Гладков, актер Василий Ливанов, режиссер Инесса Ковалевская, звукорежиссер Витя Бабушкин и я. Когда музыка и текст перекроенной на новый манер сказки были готовы, авторы показали работу Олегу Анофриеву и предложили озвучить трубадура. На озвучание атаманши пригласили Зиновия Гердта, а за принцессу должна была петь солистка квартета «Аккорд» Зоя Харабадзе. Кто будет озвучивать других героев, мы тогда еще не придумали. В назначенный день ни Зиновий Гердт, ни Зоя Харабадзе приехать не смогли. Мы расстроились: что может сделать один Анофриев? Оказалось, еще как может!!! Мы стали записывать пластинку.

— Мне было итнтересно, смогу ли я озвучить всех героев, — поделился со мной Олег Анофриев. – Я настолько вошел во вкус, что хотел спеть даже за принцессу. Но эту роль отдали Эльмире Жерздевой. Запись пластинки начали в 12 ночи, закончили в пять утра. Тогда ни о каких цифровых технологиях, ни о какой обработке голоса и речи быть не могло. Получился самый что ни на есть «натуральный продукт». 9 месяцев, как зарождающийся ребенок, пластинка пролежала на студии грамзаписи «Мелодия». «Спорное» содержание, музыка — тоже «спорная»… Высшие инстанции пластинку не пропускали.

— В то время я как раз работал редактором на студии «Мелодия», — рассказывает Юрий Энтин. — Ну и, пока директор был в отпуске, я воспользовался служебным положением, и… пластинка «Бременские музыканты» проскочила на прилавок. Разразился страшный скандал. Моя жена до сих пор помнит художественный совет, на котором «Бременских музыкантов» разбирали «по косточкам».

Наталья Сац с возмущением говорила о том, что пластинка «Мальчик–великан» Тихона Хренникова была продана в количестве трех миллионов экземпляров, а «Бременские музыканты» — в количестве 28 миллионов пластинок (рекорд по мировым стандартам!). «Это говорит о приближающемся развале страны!» — заявила Наталья Сац. «Бременские музыканты – марихуана для детей», — вторил ей композитор Ярослав Бойко.

Больше всех досталось режиссеру «Бременских» Инессе Ковалевской. Ее не приняли в Союз кинематографистов, поставили крест на ее карьере. Между тем, популярность мюзикла (так мы его смело называем), записанного на пластинки, была ошеломляющей. Особенно в студенческой среде. Песни из «Бременских музыкантов» пели всюду: на остановках, в подъездах, дворах… Прошли годы, и жизнь показала, кто из нас был прав…

Интересна история одной радиопередачи для детей. «Радионяня» так понравилась Леониду Ильичу Брежневу, что он распорядился записать ее на пластинки. «Для внуков», — прокомментировал Леонид Ильич. Так пластинки «Радионяня» появились на прилавках музыкальных магазинов страны. На каждой были записаны по два урока: урок состоял из интермедии и песенки. Создатели передачи со смехом вспоминали, что когда люди слышали это название впервые, то были уверены, что Радионяня – бабуля, которая рассказывает сказки в микрофон. Каково же было удивление слушателей, когда выяснялось, что «Радионяня» – это трое веселых мужчин.

Кто–то пластинки слушал, а кто–то… Вот что рассказывают мои сверстники:

— У меня была забава, за которую родители постоянно ругали. Я любил подгонять пластинку пальцем. Голос, читающий сказку, искажался, и мне это очень нравилось.

— Мы использовали пластинки с детскими сказками, как бумеранг. Родительские пластинки чаще всего были большие, широкие, неудобные. А наши – маленькие и здорово летали. Если такой бумеранг «вписывался в человека», было очень больно.

— А мы зимой катались на пластинках с горки. Кто–то катался на больших, а мне нравились детские – твердые. Интересно, что после такого «катания» мы могли еще слушать эти пластинки. Но со временем пластинку «заедало» или она вовсе не играла.

— А мне сказок было жалко. Поэтому я для катания с гор специально покупал пластинки Юрия Антонова.
— Эх ты! А Антонов, небось, на уровень продаж смотрел, радовался, мол, слушают люди, удовольствие получают.
— Так я и получал, только катаясь с горы.

Если вы слышите, как в разговоре двоих парней произносится: «У меня была желтая прозрачная Алиса и зеленый Карлсон», — значит, они говорят о мягких пластинках. А уже если кто–то вспоминает, что среди сказок у него была пластинка с мюзиклом «Три мушкетера», сверстники завидуют ему: «Счастливчик! Она же была одна из самых дорогих. Остальные сказки стоили рубль пятьдесят копеек, а «Мушкетеры» — целых три рубля!»

— Смотри, что тут написано… «Дорогие ребята! Я — маленькая долгоиграющая пластинка».
— «Долгоиграющая» — это сколько?
— 33 оборота в минуту. Одна сказка.

Вместе с мужем мы перебираем старые пластинки. От них веет детством. И, конечно, мы, теоретически, можем подраться из–за того, какую сказку слушать. Но… зачем? Ведь наверняка среди множества пластинок найдется та, которую мы оба любим.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.