С детских лет мы узнаём о художнике Василии Дмитриевиче Поленове, но немногие знают о его родной сестре Елене Дмитриевне Поленовой, которая была не только живописцем, но и одним из первых художников-иллюстраторов детской книги в нашей стране, графиком, мастером декоративно-прикладного искусства.
«Поленова заслужила себе вечную благодарность русского общества тем, что она первая из русских художников обратила внимание на самую художественную область в жизни – на детский мир, на его странную, глубоко поэтическую фантастику. Она нежный, чуткий и истинно добрый человек, проникла в этот замкнутый детский мир и угадала его своеобразную эстетику».
(А.Н. Бенуа)
Елена Дмитриевна Поленова родилась 15 ноября 1850 года в Санкт-Петербурге, в семье Дмитрия Васильевича Поленова и его жены Марии Алексеевны, урожденной Воейковой. Все члены семьи, как по материнской, так и по отцовской линии были связаны с миром искусства и науки. И естественно, что девочка с самого рождения попала в творческую атмосферу.
В то время, когда родилась Елена, отец её служил чиновником особых поручений при государственном канцлере. Дела статского советника были в какой-то мере связаны с научным и художественным миром.
В молодости отец Елены служил секретарём при посольстве в Афинах, изучал греческое искусство.
Дмитрий Васильевич Поленов (1806-1878), был юристом, уважаемым учёным, историком, археологом, библиографом, член-корреспондентом Российской Академии Наук, занимался исследованием летописей.
Мать Елены Поленовой, Мария Алексеевна (1816-1895), детская писательница хорошо рисовала, брала уроки у ученика К. Брюллова, академика Молдавского.
В своей книге «Лето в Царском Селе» Мария Алексеевна описывает, как она воспитывала детей, подолгу беседовала с ними на разные темы, уделяла особое внимание занятиям русской и мировой истории, занималась с ними рисованием.
Дядя, брат отца Василий Дмитриевич Поленов был известным и превосходным живописцем пейзажистом.
Все дети Поленовых получили домашнее образование.
Кроме того, образованием детей занималась бабушка, Вера Николаевна Воейкова, которую в семейном кругу называли «Бабаша».
На лето бабушка забирала внучек в своё имение «Ольшанка» в Тамбовской губернии. В ту пору ехать нужно было на лошадях, и чтобы дети не скучали во время долгого путешествия, бабушка рассказывала им сказки.
Коньком «Бабаши» была история и, чтобы дети лучше её запомнили, Вера Николаевна «заставляла их рисовать генеалогические таблицы русских князей, причём имя хорошего, доброго князя раскрашивалось золотом, имя князя храброго — красной краской, а плохого — чёрной».
Уроки бабушки не прошли даром, Елена Дмитриевна всерьёз полюбила историю, став постарше, занималась ею с отцом, а уже будучи взрослой ходила на публичные лекции профессора Ключевского.
В детстве Елена Поленова жила так же в родовом имении Имоченцы Олонецкой губернии, впитывая в себя строгую красоту и очарование карельской природы.
Родители развивали в детях увлечение рисованием. И если первые уроки рисования ими были получены от матери, то в 1859 году в качестве учителя рисования для детей Поленовых был приглашен студент Академии Художеств Павел Петрович Чистяков. Дважды в неделю он обучал рисунку Василия, Веру, Алексея и Елену.
К сожалению, в те времена женщин не принимали в Академию Художеств, и поэтому в 14 лет Елена поступила в Санкт-Петербургскую рисовальную школу Общества поощрения художеств (ОПХ), где и проучилась с 1863 по 1867-й год. Ей повезло с учителем, им был И.Н. Крамской. Елена брала у Крамского дополнительные частные уроки.
В 1869 году Елена Поленова впервые выехала во Францию, где пробыла до 1870 года и посещала частную школу-студию Шарля Шаплена в Париже.
После возвращения на родину, Елена с перерывами продолжала учиться в мастерской у Чистякова в 1870-1877 годах. Именно Чистякова Елена всю жизнь называла своим главным учителем.
В 1877 году Елена поехала в Киев к своей сестре Вере. В это время шла русско-турецкая война, сёстры стали работать в госпитале и ухаживать за раненными, которых привозили с фронтов.
Они хотели открыть свою амбулаторию, поэтому после работы ходили на женские медицинские курсы. И так случилась, что в Киеве Елена встретила свою первую и единственную любовь в лице талантливого врача, профессора киевского университета А.С. Шкляревского. Молодой человек ответил ей взаимностью. Но семья Елены воспротивилась этому браку. Очень печально, но девушка подчинилась воле родственников, что собственно сломало всю её дальнейшую жизнь. (Это моё личное мнение).
Об этом же говорят и воспоминания друзей Елены. После возвращения в Москву Поленова стала замкнутой, словно в душе её погас огонёк, личная жизнь Елены так и не сложилась. И она решила полностью посвятить себя служению искусству и общественной деятельности.
Поленова занялась просветительской и педагогической деятельностью. Она писала: «Лишить себя общественной деятельности в той или другой области, — всё равно, что лишить себя самой здоровой и подкрепляющей пищи».
В 1878 году Поленова снова стала заниматься в Школе Общества поощрения художеств, где училась сразу в двух классах — акварельном и керамическом до 1880 года.
Любовь девушки к керамике дала высокие результаты – на экзаменах Елена Поленова получила серебряные медали — на первом малую серебряную медаль, на втором экзамене большую серебряную медаль. В то время это было высшей наградой, так как золотых медалей в школе при ОПХ не было.
Работы Елены были настолько хороши, что вопреки сложившейся традиции – не поощрять стажировками женщин, Елене Поленовой предложили поехать на стажировку в Париж.
Счастливая Елена писала брату Василию Поленову: «Какой скандал, Вася, меня посылают в командировку за границу от О-ва поощрения. Я думаю, это первый пример в истории, по крайней мере, в русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получала поручение и отправляема была в командировку с целью изучения и т. д.»
В Париже Елена Поленова, занимаясь в мастерских известных французских керамистов Ж.-Т. Дека и Л.-Э. Зиферта и в Парижской керамической мастерской русских художников, которой руководил Е. А. Егоров, освоила несколько новых для себя керамических техник.
Возвратившись на родину, она около года преподавала в Петербурге в созданном ею классе майолики в ОПХ живопись по фарфору и фаянсу.
Работала в элементарной школе для девочек при Литейно-Таврическом кружке Общества вспомоществования бедным женщинам, где преподавала рисование и черчение.
Елена Поленова не ограничилась художественным образованием. Она окончила Высшие женские курсы в Петербурге и получила звание домашней учительницы по истории.
Заслуга Поленовой и в том, что она способствовала развитию национальной художественной культуры, в чём-то определив особенности стиля модерн в России. Примером этому может служить картина «Зверь».
Продолжение следует…
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.