Хоакин Феникс: И возрождаясь вновь и вновь…

Хоакин Феникс: И возрождаясь вновь и вновь…

О нем часто отзываются как о своенравном и непредсказуемом человеке. Хотя правильнее его назвать восприимчивым, способным чувствовать малейшие нюансы… За свою не такую уж и долгую биографию он пережил, быть может, больше, чем многие из «старожилов» Голливуда. Наверное, благодаря этому Хоакин Феникс и стал блистательным актером.

Два имени, две фамилии
В конце октября 1974 года в семье Арлин и Джона Боттомов появился третий малыш. Мальчику выпало родиться в семье людей творческих, если не сказать со странностями: в прошлом – увлечение идеалами хиппи, на момент рождения детишек – миссионерство в христианской секте «Дети Бога». Стоит ли удивляться, что в свое время старшему брату новорожденного родители дали имя Ривер (что означает «река»), сестренке – Рейн («дождь»), двум последующим крошкам – Либертад Марипоса («свободная бабочка») и Саммер («лето»). А вот с третьим отпрыском почему-то не стали мудрить и нарекли Хоакином – обычным именем, столь распространенным в Пуэрто-Рико, где тот появился на свет. Мальчонка, достигнув солидного 4-летнего возраста, сам исправил промах мамы и папы и выбрал себе имя Лииф («лист»). В «Листах» он проходил до 16 лет, затем вновь «переквалифицировался» в Хоакина…

Это была не единственная метаморфоза с «паспортными данными» в жизни Лиифа-Хоакина. В конце 70-х среди «детей Бога» поползли слухи о жестоком сексуальном насилии внутри секты, и Боттомы покинули ее ряды. Вернувшись к нормальной жизни, семейство взяло фамилию Феникс в честь мифической птицы феникс, которая, как известно, возрождается из пепла, что бы с ней ни происходило. Правда, злопыхатели утверждают, якобы не последнюю роль в смене фамилии сыграл тот факт, что Bottom переводится в лучшем случае как «низ», а в худшем – как место, где спина теряет свое благородное название… Так или иначе, в итоге мир заполучил Хоакина Феникса…

Не в деньгах счастье…
Исколесив вдоль и поперек Центральную и Южную Америку, семейство переехало в Лос-Анджелес и более-менее там обосновалось. Всей гоп-компанией младшие Фениксы (Хоакину тогда было шесть лет) ходили по городу, пели песни и устраивали мини-представления, чтоб заработать хоть какие-то деньги. До голода, конечно, не доходило, но концы с концами семья сводила с трудом. «Я помню, мы были бедные. Но я никогда не чувствовал себя стесненно», — скажет потом Хоакин. На самом деле многого ему и не требовалось. За 20 лет их семья поменяла 40 (!) домов, так и не обзаведясь собственным гнездышком. Зато между детьми и родителями были всегда отличные отношения. «Меня действительно хорошо воспитали. У нас была крепкая семья. Это прекрасно, когда ты растешь с кучей братьев и сестер. Я всему учился у старшего брата и сестры и передавал это младшим сестрам», — любит вспоминать третий из детей Боттомов-Фениксов.

Реклама – двигатель карьеры
Вскоре Арлин устроилась в отдел по кастингу канала Эн-Би-Си. Таким образом, мать семейства была в курсе всех прослушиваний и кастингов и регулярно отправляла на просмотры своих талантливых отпрысков. В том, что детишки когда-нибудь прославятся, они с мужем не сомневались. Так и случилось… Поначалу дети снимались в рекламных роликах. Дело было буквально поставлено «на конвейер», имелась лишь одна сложность: будучи строгими вегетарианцами, Фениксы-младшие наотрез отказывались рекламировать мясные, молочные продукты и вообще нездоровую пищу…

В начале 80-х Хоакину наконец удалось выйти за рамки «двигателя прогресса»: вдвоем с Ривером они успешно сыграли в фильме «Семь невест для семи братьев». И завертелось: съемки в телешоу и сериалах, а потом и первая роль на большом экране! Хоакин, которому на тот момент было всего 12 лет, снялся в киноленте «Родители», заработал лестные отзывы кинокритиков и… решил отойти от дел. Видите ли, интересных сценариев для актеров его возраста не поступало, а на меньшее наш герой не соглашался. И пока карьера Ривера «набирала обороты», младший брат взял тайм-аут и на три года выпал из поля зрения. Отец, Джон Феникс, на тот момент освободился от супружеских уз (возникли разногласия в отношениях с Арлин) и отправился путешествовать по Мексике. Хоакин составил ему компанию…

«Я не могу его потерять!»
Когда путешественник устал от странствий и вернулся в киноиндустрию, Ривер уже вовсю купался в лучах славы. Старший брат, кумир и наставник, лучший друг… Ему прочили большое будущее в Голливуде, да только Ривер не выдержал испытания «медными трубами». Бурные вечеринки, увлечение запрещенными препаратами – нередкие «спутники» досуга молодых звезд, и Ривер не стал исключением.

…Конец октября, Хеллоуин, 1993 год. Братья Фениксы отдыхали в баре «Вайпер Рум». Ривер «поглотил» гремучую смесь из алкоголя и наркотиков, мгновенно побледнел и рухнул, как подкошенный. Обезумевший от произошедшего Хоакин метался по бару, пытаясь найти телефон… Звонок в службу спасения был криком о помощи, отчаянной мольбой: «Приезжайте скорее! Это мой старший брат! Я не могу, не могу его потерять!» Спасти Ривера не удалось, он умер на руках Хоакина. С тех пор не проходит и дня, чтобы Хоакин не вспоминал тот ужасный вечер. Он до сих пор винит себя в смерти брата, хотя никто не может понять – в чем его вина?..

Предприимчивый оператор продал пленку с его звонком телевидению, и в течение нескольких недель по всем каналам звучал голос Хоакина, умоляющего спасти Ривера. Теперь он не жалует журналистскую братию, и его можно понять… Хоакин дал клятву больше никогда не сниматься в кино и не общаться с репортерами. Два года он был ей верен, потом друзья забили тревогу: ну нельзя же себя заживо хоронить! Особую активность в деле по возращению Хоакина в актерские ряды проявил режиссер Гас Ван Сент: дал Фениксу почитать сценарий нового фильма «Умереть за», заявив, что если тот не сыграет роль наивного паренька Джимми Эммита, картины не будет. И Хоакин вернулся. В кино, в жизнь. Наверное, Ван Сента по праву можно называть спасителем. Но ведь на то и Феникс, чтобы возродиться из пепла…

Без хеппи-энда…
Следующей работой стал «Изображая Эбботов». В профессиональном плане – роль неприметная, но разве это важно, ведь на съемках он познакомился с Ней… Юная Лив Тайлер лишила Феникса сна и покоя, к счастью, чувство было взаимным. Потом актриса рассказывала журналистам: «Это моя первая любовь! Раньше я не знала, что это такое». Феникс тоже пребывал на седьмом небе от счастья: «Я знал, что происходило что-то особенное с того дня, как мы встретились с Лив!»

Они были вместе три года, Хоакин мечтал о семье. А Лив полностью растворялась в любимом, даже увлеклась вегетарианством. Но тут стоит заметить: характер у Феникса – не фунт изюма, его часто навещает депрессия. Неудивительно, что однажды Тайлер устала от упаднических настроений друга сердца и покинула его… Не завершился браком и роман с «английской розой» Кейт Уинслет, с которой Хоакин снимался в фильме «Перо маркиза де Сада». Страсть бурлила через край, казалось, вот оно, счастье! Но Хоакину вновь оказалась милее «подружка-депрессия», а Кейт предпочла ему режиссера Джима Треплтона… Забегая вперед, скажем, что сердце актера вновь не занято, недавно он расстался с фотомоделью по имени Топаз. Он свободен, как ветер. Или одинок?..

Безумец, гангстер, император
Если в любви Фениксу фатально не везло, то в кинокарьере удача ни на шаг не отступала от него. В конце 90-х актер снялся в фильмах «Поворот», «Солдаты Буффало», «8 миллиметров», «Ярды». Кого только не приходится воплощать на экране! Предприимчивый солдат-срочник, суровый гангстер, татуированный продавец сексшопа… Каждый образ он не играет, а проживает. Поистине потрясает актерский талант Феникса в картине «Возвращение в рай». Его герой Люций приговорен к смертной казни за хранение наркотиков и, дожидаясь исполнения наказания в малазийской тюрьме, медленно сходит с ума… Игра актера в «Возвращении в рай» удостоилась «Золотого глобуса».

В 2000 году на экраны вышел фильм Ридли Скотта «Гладиатор», который принес Хоакину мировую известность и сделал его признанной звездой Голливуда. Критики в унисон пели дифирамбы, присуждая одну награду за другой за образ императора Коммода – красавца, отцеубийцы, гнусного злодея и глубоко несчастного человека, безнадежно влюбленного и до жути боящегося темноты… Американская киноакадемия сочла игру Феникса достойной «Оскара».

Переступить черту
Вторая оскароносная роль едва не погубила актера. В 2005 году Хоакин работал над образом кантри-певца Джонни Кэша в фильме «Переступить черту». «Человек в черном», как прозвали Кэша в Америке, был гениальным певцом, кумиром поколения 60-х и сложной натурой. Успех у публики, гастроли, 300 концертов в год… Увы, при таком плотном графике расслабиться Кэш мог только с помощью алкоголя и амфетаминов. Великий Джонни едва не угробил себя наркотиками и уже из могилы создал похожие проблемы Хоакину: актер настолько вошел в образ, что всерьез подружился с зеленым змием.

«В какой-то момент я осознал, что слишком много пью, — вспоминал Феникс. — Конечно, я напивался не каждый день, но, когда мне было нечего делать, ничто не могло меня остановить. Я пил, чтобы поднять себе настроение». К счастью, тот же Джонни Кэш и вывел Хоакина из алкогольного «ступора»: «В нашем фильме много внимания уделено тому, как Кэш боролся с зависимостью. И я тоже стал подумывать о трезвости. Я всегда считал, что трезвенники — слюнтяи. Что ты слабак, если не можешь напиться. А потом понял, что сохранять трезвость ума — одна из самых мужественных и трудных вещей на свете», — откровенничает взявшийся за ум актер. Да и могло ли быть иначе? Как ни крути, он же Феникс…

В этом году поклонники таланта Хоакина Феникса смогут увидеть его сразу в трех картинах: «Заповедная дорога», «Повелители ночи» и «Две любовницы». О фильмах критики отзываются сдержанно, а вот игру Феникса не устают нахваливать…


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.