Встать в один ряд с нетленным «Дон Кихотом»… Не об этом ли мечтает любой писатель? По крайней мере, одному из них это удалось: Габриэля Гарсия Маркеса прославила книга «Сто лет одиночества». Иначе ее называют шедевром мысли гениального писателя. В следующем июне (2017 год) произведение отметит маленький юбилей – 50 лет. Что за личностью был колумбийский прозаик Маркес и о чем его книга, будоражащая умы читателей и спустя десятилетия?
«Послужному списку» Маркеса можно восхититься и позавидовать: лауреат Нобелевской премии по литературе, известный журналист, политический деятель. Родился в прибрежном городке Аракатака в Колумбии в 1927 году, скончался в Мехико в 2014. Между сухими цифрами – жизнь уникального человека. До 9 лет его воспитывали бабушка и дедушка, познакомившие будущего писателя с народными преданиями. Он мог стать юристом по настоянию родителей, но прервал учебу, посвятив себя журналистике и литературе. Вел колонки в местных изданиях, чтобы заработать на хлеб, а свободное время посвящал написанию рассказов и киносценариев. Во время правления Пиночета занимался политической журналистикой, не раз выступал посредником в переговорах между Б. Клинтоном и Ф. Кастро по личной просьбе президента Мексики.
Не удивительно, что нахождение в кругу первых лиц, владение политической ситуацией, аналитический ум, любовь к народному эпосу и жажда творчествf воплощались в удивительные произведения на грани реальности и фантазии. Недаром Маркеса называют самым ярким представителем магического реализма.
Книга «Сто лет одиночества» – заключительное произведение в цикле о прибрежном колумбийском городке Макондо с гремучей атмосферой в виде катастроф, чудес, эпидемий, переплетений судеб. До нее были «Палая листва», «Полковнику никто не пишет», «Недобрый час». Позже было написано множество других громких книг, но почему лишь одна является визитной карточкой писателя?
На написание романа у Маркеса ушло 18 месяцев: не так и много, чтобы получить мировую известность в 39 лет. Сама же идея книги возникла еще в 1952 году. Надо заметить, что до сих пор и читатели, и критики дают весьма противоречивые отзывы о произведении, но никто не может отрицать его художественную глубину и выразительность.
В основе сюжета показана жизнь шести поколений рода Буэндиа из города Макондо, закольцованная во времени, с повторяющимися именами героев. Так, мальчиков из рода в род называли одинаково в честь отца. Временное пространство и местность для персонажей также остаются неизменными. На первый взгляд – обыденная картина. Но за рутиной событий скрывается неизменный для всех цивилизаций переломный момент, когда человеку следует расстаться со старыми основами и поддаться изменениям. В противном случае – жди беды. Именно это и случилось с родом Буэндиа – мы увидим зарождение их семейства, расцвет, закат и гибель.
Не похож ли сюжет на типичную латиноамериканскую «мыльную оперу» с элементами сказки? Отнюдь! Да, любовь, самоубийство, глубокие страдания, запретный плод (тяга к инцесту) в романе имеют место быть, но эти темы второстепенны. Главным персонажем является… одиночество, которое так или иначе скользит в судьбе каждого члена семьи. Один персонаж выбирает добровольное затворничество, другой слепнет, третий решается на вечное молчание из-за несложившейся любви, четвертый предпочитает самоубийство и т.п.
Члены семьи разобщены, они не умеют любить, не стараются понять другого и быть понятыми, и эти факторы выливаются в определенный характер и предопределенную судьбу. Единственный союз, зарожденный в любви, стал причиной гибели рода.
Нельзя не отметить и историческую подоплеку романа. Он точно описывает тяготы колумбийского народа, выпавшие на переломные моменты его истории (развитие Латинской Америки). Параллель с названием книги следует провести и здесь: одиночество народа, всех людей в общем и каждого человека по отдельности характерно для общественных потрясений в любой точке мира.
О чем книга «Сто лет одиночества»? Таким вопросом задаются и вновь перечитывающие роман, и те, кто только планирует знакомство с ним. С точки зрения литературной ценности, это уникальное фундаментальное историческое произведение, в которое мастерски вплетены мифы, неоспоримые факты, яркие персонажи и хронологическая последовательность.
Другой стороной «медали» являются возможность открывать все новые и новые смыслы романа, даже спустя время. «Сто лет одиночества» Маркес посвятил не только представителям своей нации, но и каждому жителю планеты и городу мира в отдельности. Каждый из нас представляет собой мозаику судеб, имеющих исторические и родовые параллели.
А читали ли роман «100 лет одиночества» вы и, если да, то чем он вам запомнился?
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.