«…О фонтанах Рима можно было бы, написать целую книгу. Они низвергаются шумящими каскадами с искусно расположенных скал, как фонтан Треви или большой фонтан Бернини на Пьяцца Навона. Они спокойно падают отвесными водяными плоскостями, как Аква Паола на Яникуле. Одни из них высоко бросают вверх водяные столбы, разбивающиеся при падении в водяную пыль, образующую на солнце радугу. Другие бьют тонкой хрустальной струей и стекают вниз медленно, роняя блестящие капли». (П. Муратов).
Но прекрасны не только фонтаны Рима, а, наверное, все фонтаны, даже самый маленький и скромный, дарящий прохладу в жару и навевающий романтические грёзы в течение всего лета.
И трудно представить город, в котором бы, как наичистейшее дыхание души, не били бы фонтаны.
Слово фонтан произошло от латинского «fons» – «Источник, первопричина, начало» и от латинского «fontana», что переводится, «источник, ключ, родник» и обозначает не только природное, но и искусственно созданное биение, выплёскивание вверх или в сторону жидкости под действием оказываемого на неё давления.
Человек, которому впервые пришло в голову создать искусственный фонтан, вероятно, пытался скопировать гейзер или другой источник, выбивающий из-под земли на определённую высоту.
На заре цивилизации фонтаны были очень простыми, потом их основание стали выкладывать камнями, украшать ракушками, а затем и выстилать плиткой.
Но изначально они создавались не для украшения селений и городов, а с чисто практической целью, чтобы из них можно было черпать воду для питья, бытовых целей и полива насаждений.
Считается, что первыми сооружать фонтаны стали жители Месопотамии. Они использовали фонтаны для орошения своих роскошных садов, которые располагались в сухих высокогорных районах. Фонтаны способствовали вызреванию в них сочных вкусных плодов, которыми наслаждались местные жители и восхищались путешественники, разнося славу о них по всему миру.
Из фонтанов поливались и другие культуры, а так же декоративные растения, например, деревья, которые не давали съедобных плодов, но создавая тенистые аллеи, спасали людей от зноя.
В Древнем Египте фонтаны использовались и с практической и с декоративной целью. Сохранились древние мозаики с изображением этих фонтанов.
Чаще всего их устанавливали в саду в середине прямоугольного пруда. Вода из них использовалась для полива фруктовых деревьев и декоративных растений.
Нередко фонтаны устанавливались внутри не только садов, двориков, но и жилищ. Из них черпали воду, предназначенную для питья, приготовления еды и других домашних нужд.
Фонтаны Древней Греции так же сначала носили функцию обеспечения людей питьевой водой и для увлажнения и охлаждения воздуха.
Фонтаны и источники в священных рощах играли важную роль в ритуалах, совершаемых в честь античных богов. На вилле Мистерий в разрушенных извержением вулкана Помпеях до наших дней сохранилось среди барельефов, украшавших фонтан, изображение Фортуны с рогом изобилия.
Позднее фонтаны Древней Греции стали сооружаться в каждом городе и приобретали всё большую декоративность.
Их дно выкладывалось мрамором, мозаикой, появились фигурки, которые двигались под воздействием струй. В древних документах есть описание фонтанов с механическими птицами, которые мелодично пели и умолкали тотчас, как появлялась сова, тоже, разумеется, механическая.
Часто фонтаны составляли одно целое с водяными часами или водяным органом.
Своими прекрасными фонтанами славилась Древняя Персия.
Период расцвета приходился на IV тысячелетие до н.э.
Особенно популярны были фонтаны, располагавшиеся в роскошных персидских садах, которые персы именовали не иначе, как рай на земле.
Сад на Востоке был поделён на четыре части – олицетворяющие четыре сущности – воду, растения, цветы и музыку.
В одной части располагался сад, где люди укрывались от жаркого солнца и отдыхали, в другой их взор и обоняние услаждали самые яркие цветы, в третьей они наслаждались музыкой, а в четвёртой располагались водоёмы для орошения и прекрасные фонтаны на террасах, выложенных плиткой.
Древнеперсидские мастера умели так строить фонтаны, что они зачаровывали искусно созданной игрой света и тени. Немалую роль в этом играли и капли влаги, падающие на разноцветную плитку, которой были выложены террасы.
Персидские сады и фонтаны оказали позднее большое влияние и на европейскую архитектуру.
Известно, что многие земли Испании были в своё время завоёваны маврами. Они и создали в Гренаде, Толедо и других испанских городах сады и фонтаны, подобные тем, что были на их родине.
Фонтаны любили и умели строить в Древнем Китае и Японии.
При создании знаменитого японского сада в Киото участвовали монахи буддисты. Поэтому каждый элемент сада имеет определённое значение и настраивает посетителей на то или иное восприятие, создаёт умиротворяющее или иное состояние души,
Своими фонтанами, несомненно, славился Древний Рим. Влияние на него оказали, как фонтаны находящейся поблизости Греции, так и восточные фонтаны, которые ярко описали вернувшиеся на родину легионеры, принимавшие участие в многочисленных походах.
Но римляне не просто скопировали чужие фонтаны, они настолько усовершенствовали их, что те стали примером для остальных.
Древние римляне первыми начали применять в устройстве фонтанов насосы. Трубы, по которым подавалась вода под давлением, они изготавливали из обожжённой глины, а внутреннюю поверхность чаш выкладывали плиткой, что делается и сейчас во всём мире.
Струи римских фонтанов не только взмывали вверх и падали вниз, но уже и били из пасти различных, часто мифических животных и рыб.
Позднее появились первые дешевые трубы, изготовленные из свинца, остающегося в избытке при переработке серебряной руды.
Фонтаны в Риме приобрели такую сверх популярность, что в доме каждого состоятельного человека появился бассейн с небольшим фонтаном. Вода из него использовалась для бытовых нужд, а в жару он служил своеобразным кондиционером.
В I веке нашей эры в Риме в среднем каждый житель расходовал до 1300 литров воды в день.
В Европе фонтаны долгое время служили только для бытовых и сельскохозяйственных целей. Кроме того в Средние века фонтаны создавались в монастырских садах. Считалось, что журчание их струй и созерцание верующими воды в уединённом месте способствует размышлениям о Боге и произнесению искренних молитв.
И только в период Эпохи Возрождения фонтаны стали важной декоративной деталью архитектурных сооружений. В них, как правило, повторялся римский стиль.
Поразительных вершин ландшафтно-паркового искусства создание фонтанов и парков достигло во Франции в XVII веке. Венцом творенья дворцово-парковых ансамблей был признан Версаль. Он до сих пор потрясает всякого побывавшего там своей совершенной красотой и гармонией.
С тех пор Франция стала примером для архитекторов, создающих дворцово-парковые ансамбли во всём мире.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.