Редко какой из современных танцевальных стилей может похвастаться тем, что существует уже более полувека и продолжает развиваться. Таков локинг — динамичный, четкий и артистичный.
Импровизация, превратившаяся в стиль
Название этому направлению дала основная фигура танца – руки, сомкнутые в форме замка (lock по-английски «замок»). Кстати, это движение подчас стоит танцору выбитых суставов.
Локинг родился в 50-е годы в США. Середина ХХ века в Америке ознаменовалась многочисленными переменами в сознании. Молодежь зачитывалась книгами Сэлинджера. Появились хиппи. Вьетнам разметал американскую мечту в клочья, а сожжение американского флага стало символом свободолюбия. В этой обстановке и рос немного странный, по мнению сверстников, мальчик Дон Кэмпбелл из Миссури. С детства Дон увлекался рисованием, и впоследствии его хобби переросло в профессию. Повзрослев, он стал зарабатывать на хлеб, делая зарисовки в кафе. Именно там он столкнулся с поклонниками фристайла. Люди вокруг него танцевали, а он только смотрел на них. Между тем, юноше страстно хотелось танцевать самому!
Друзья учили Дона осваивать все новые движения. И однажды его час пробил! На одной из дискотек молодой человек решился продемонстрировать все, чему перед этим научился. Подчас он забывал движения, и тогда замирал, сцепив руки в замок, и начинал импровизировать… По случаю, среди зрителей оказался популярный танцор Сэм Уильямс, объявивший, что только что родился новый танцевальный стиль – «кэмпбелл-лок». Так он удачно соединил фамилию Дона со словом «замок», намекая на сцепленные руки.
Позднее Уильямс пригласил Дона на танцевальный конкурс в клубе «Downtown». Кэмпбеллу удалось занять пятое место из пятнадцати. Спустя много лет он, вспоминая себя тогдашнего, скажет, что если бы вылетел с конкурса, то никогда бы больше не вышел на сцену.
Автор нового стиля был прирожденным импровизатором. «Какую бы ошибку я ни делал, люди хлопали, – вспоминает он. – Однажды я упал, но смог притвориться, что так и надо».
После первой удачи Дон не остановился, стал работать над своими ошибками. Он использовал простой и гениальный ход – превращать недостатки в достоинства, что помогло ему создать свой неповторимый стиль. Кэмпбелл постоянно участвовал в конкурсах, фестивалях, шоу. Стал «обрастать» последователями и учениками. Но настоящее признание он получил после трансляции популярной телепрограммы «Soul Train», уделявшей внимание постоянно возникавшим новым уличным стилям.
Выиграть конкурс в такой передаче значило получить путевку в жизнь. И Дон Кэмпбелл выиграл его! Сначала он стал известен в своем штате, а затем и во всей Америке. Вскоре Дона заметила известный хореограф Тони Бэзил. Она помогла группе Кэмпбелла с раскруткой и сама стала выступать в новом стиле, который только что освоила.
Тони Бэзил внедрила систему хореографических приемов, построенную на синхронности. Сам Кэмпбелл создал несколько творческих групп, с которыми исколесил Америку. Наиболее яркая из них, «The Lockers», объединяла в себе лучших танцоров и оказала большое влияние на современный танец в целом. В 70-е локинг вовсю зашагал по планете.
«Паззл» из движений
Помимо уже описанного «замка», локинг включает и другие характерные движения. Например, «рace» – сложение кистей руки в форе ироничного бинокля, или «рoint» – жест которым танцор указывает на кого-то пальцем, «wrist roll» – кручение запястьями вверх-вниз. К основным движениям танца относятся и прыжки из положения стоя в позу всадника.
Для танцора важно импровизировать таким образом, чтобы обязательно использовать базовые элементы. От качества их исполнения зависит мнение о классе танцора. Танец – это своего рода паззл, фрагменты которого должны сложиться в гармоничную картину.
Настоящий локер может создать такой танец практически под любую музыку. Помогают в этом своеобразные «фишки» с покачиваниями рук или ног. К тому же главными составляющими локинга являются фиксация частей тела, напоминающая ломку, а также волны по всему телу – «глайды».
Стиль жизни
О локинге любят писать как о танце комическом, позитивном. Действительно, он обладает этими прекрасными качествами, унаследовав «нелепые» фишки своего создателя, хотя гамма чувств, передаваемая талантливым танцором, гораздо шире. Оттенки юмора, благодаря мимике и пантомиме танцоров, варьируются здесь от иронии до едкого сарказма. Немаловажно и то, что локинг сохраняет непосредственный контакт со зрителем.
Между тем локинг – не просто танец, а еще и стиль в моде. Локеры носят очень характерную одежду: большие шляпы или береты, яркие галстуки, штаны на подтяжках, полосатые носки и белые перчатки. Знаменитые башмаки на платформе — тоже дань увлечению локингом.
К чести локеров, надо сказать, что они никогда не допускали в свой круг людей, пытавшихся нажиться на стиле, выдавая чужие находки за свои собственные «ноу-хау»… Таких пренебрежительно именовали «помойными локерами».
Представители различных национальных культур внесли свой вклад в развитие стиля. Так, французские танцоры подняли локинг на высоту подлинного искусства, внеся в него много нового. Именно во Франции проводят сейчас и всемирно известный танцевальный фестиваль Juste Debout. Во многом благодаря развитию французской школы локинг получил такое широкое распространение в мире. К возрожденному стилю со временем обратились и те, кто практиковал OG (original generation), то есть старая, классическая школа локеров.
Мастер-классы по локингу сегодня организуются по всему миру. Локинг очень популярен, так как открывает простор для импровизации, помогает полнее выразить себя. А для тех, кто интересуется этим направлением, но не имеет возможности попасть на мастер-класс, доступны видеокурсы по Интернету. Было бы желание!
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.