За первый год жизни ребенок проходит большой путь в своем эмоциональном развитии – от выражения недовольства с помощью плача до появления чувства настоящей любви к близким людям. Попробуем проследить, как изменяется эмоциональный мир малыша по мере его взросления, и выясним, как лучше реагировать на поведение ребенка.
Первые эмоциональные реакции ребенка, с которыми сталкиваются родители, — отрицательные: крик и плач возникают в ответ на неудовлетворение физиологических потребностей малыша: боль, голод, неудобство. Эти эмоции, по сути своей, являются рефлексами и выполняют защитную функцию – помогают ребенку выжить и приспособиться к новым для него обстоятельствам. Первый месяц жизни малыш контактирует с миром исключительно при помощи отрицательных эмоций. Все свое недовольство новорожденный выражает криками, плачем, хныканьем, двигательными реакциями. Малыши способны продемонстрировать богатую палитру плача – «плач-протест», «плач-жалоба», «плач-недовольство» и т.д. Внимательная мама очень быстро начинает распознавать, что именно хочет донести до нее ребенок, и удовлетворяет насущную потребность малыша – так налаживается «мостик общения» между взрослым и ребенком.
В дальнейшем эмоции становятся не только способом выражения состояния крохи, но и средством общения с взрослым. Так, новорожденный плачет потому, что ему дискомфортно, а малыш постарше будет плакать, чтобы привлечь к себе внимание.
Поговори со мною, мама!
Удовлетворение физических нужд – лишь благоприятная предпосылка, но не причина появления положительных эмоций. Природа эмоций со знаком «плюс» — социальная. Положительные эмоции возникают при общении с другим человеком.
Улыбка. Это первая социальная реакция малыша, которая возникает на обращенное к нему лицо взрослого и его ласковый голос. Она появляется в конце 3-4-й недели после рождения ребенка. Сначала малыш улыбается, глядя на любое лицо, но с течением времени у ребенка формируется привязанность к лицу матери, и именно оно вызывает наиболее сильную реакцию.
«Комплекс оживления» — так специалисты называют положительные реакции ребенка при появлении взрослого человека. Поведение ребенка сразу меняется – он устремляет взгляд на вновь появившегося, улыбается ему, двигает ручками и ножками. «Комплекс оживления» появляется у ребенка в 3-4 месяца. В 4 месяца младенец улыбается и радостно двигается при звуках голоса матери, даже не видя ее лица.
Постепенно ребенок с помощью выражения положительных и отрицательных эмоций учится привлекать внимание взрослого и удерживать его, сообщать о своих потребностях, то есть начинает общаться.
Я вас люблю…
Во втором полугодии у ребенка начинают появляться теплые чувства и эмоции по отношению к окружающим. В ответ на ласку, нежность внимание взрослых у малыша возникает любовь и симпатия к своим близким.
Привязанность к родным формируется постепенно. В 6 месяцев благосклонность малыша обращена почти ко всем окружающим, он получает удовольствие от общения со всеми взрослыми. Позднее, когда малыш учится разделять знакомых и незнакомых, у него начинает развиваться чувство привязанности к значимым для него людям, которые больше всего им занимаются.
Ребенок учится любить своих близких, и на основе этого у него появляется способность любить вообще. Поэтому то, как относятся к малышу близкие, насколько они проявляют свою любовь, принятие и уважение, во многом определит его собственную жизнь: как он будет относиться к самому себе, станет ли доверять людям, насколько он будет способен к общению с другими людьми.
Сопереживание — важное эмоциональное достижение ребенка во втором полугодии, имеющее отношение к высшим чувствам: появление сопереживания, эмоциональной реакции на состояние другого человека, уже знакомое малышу. Так, ребенок, увидев плачущую маму, вполне вероятно, заплачет с ней.
Помимо того, что младенец выражает эмоции, он необычайно чутко их воспринимает. Конечно, в первую очередь, речь идет об эмоциях матери. Задолго до того момента, как малыш начнет осознавать у себя появление различных эмоций и чувств и дифференцировать их, он впитывает материнские эмоции – через зрительный контакт, тактильные ощущения, звуки, кормление грудью и т.д.
Позднее, во втором полугодии, к бессознательному «впитыванию» прибавляется умение различать эмоциональное состояние взрослого и понимать, как взрослый оценивает самого ребенка. На основе этой информации малыш строит образ самого себя.
Палитра эмоций
Во втором полугодии (ближе к 7-9 месяцам) эмоции ребенка начинают дифференцироваться и усложняться: от удовольствия/неудовольствия малыш переходит к выражению гнева, печали, радости и т.д. Свое развитие эмоции получают только в общении со взрослыми, поэтому родителям нужно стараться как можно больше внимания уделять ребенку, поощряя его выражать эмоции.
В этот период формируются так называемые «социальные ссылки»: при столкновении с незнакомой ситуацией малыш начинает смотреть на эмоциональную реакцию мамы или других значимых для него взрослых, эта реакция и становится ориентиром для его собственного поведения. Так, например, после столкновения с чужим ребенок обращается к маме – если на ее лице нет тревоги, а есть позитивные эмоции, улыбка, малыш расценивает ситуацию как безопасную и продолжает «исследование» нового взрослого.
Страх перед чужими. В возрасте от 6-8 месяцев до 1 года у ребенка появляется страх перед чужими людьми. Ими могут оказаться даже бабушка и дедушка, в случае если они редко приходят в гости. Страх возникает, даже если мама всем видом одобряет общение взрослых с малышом. Пусть ваши близкие не обижаются — это нормальная стадия эмоционального и психического развития ребенка. При правильном отношении к такой реакции максимум к двум годам она исчезнет.
Радость, удивление. Эмоции малыша способно вызвать не только общение с людьми. Уже после 4 месяцев жизни реакцию радости вызывает игрушка. Чуть позже удовольствие ребенку начинают доставлять его собственные действия. Постепенно у малыша начинает появляться чувство удивления – это значит, что начала возникать познавательная потребность. Ваш малыш развивается!
К концу первого года, когда малыш учится ходить, его ближайшая окружающая среда расширяется, на первый план выходит взаимодействие с предметами. Теперь ваше общение с малышом будет связано с овладением им предметным миром, и одного эмоционального общения ему уже будет не хватать. Так, в конце первого года заканчивается этап «эмоциональной жизни» малыша и начинается новый. Тем не менее, успех всех последующих этапов жизни во многом зависит от того, как он прожил первый, очень важный период «эмоционального общения».
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.