В 1882 году художница по семейным обстоятельствам переехала в Москву, и этот переезд самым благоприятным образом сказался на её творчестве и мироощущении, так как художница оказалась в дружественной тёплой атмосфере.
Окончание. Начало.
Вместе с братом Василием и другими творческими людьми — художниками, музыкантами, театральными деятелями, которые образовали так называемый «абрамцевский кружок», среди них — К. А. Коровин, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. Я. Головин, С. В. Иванов, М. В. Якунчикова, И. С. Остроухов и другие. Елена Поленова как бы снова загорелась и стала принимать активное участие в творческих вечерах кружка. Она была художником дизайнером, подбирала ткани, отделку, украшения и даже шила костюмы сама для театральных постановок. Так под её руководством в Абрамцеве были сшиты костюмы для постановок «Снегурочка» в 1882-1883 годах, «Фауст» и «Алая роза» в 1883 году, «Волшебный башмачок» в 1888 году.
Елена Поленова подолгу гостила в имении Мамонтовых Абрамцево, подружилась с женой хозяина усадьбы Елизаветой Григорьевной Мамонтовой и бывала в поместье почти каждую неделю. Бродила по окрестностям и рисовала чудесные пейзажи.
Нередко ходила на этюды вместе с Константином Коровиным и в Абрамцево же Елена познакомилась с Виктором Васнецовым.
В дальнейшем она писала Стасову: «Кто дал мне толчок к уразумению древнерусской жизни — так это Васнецов, — у Васнецова я не училась в прямом смысле слова, т.е. уроков у него не брала, но как-то набиралась около него понимания русского народного духа».
Несмотря на то, что картины Елены Поленовой на первый взгляд очень просты, от них трудно оторвать взгляд. Это и: «Цветы цикория, лужайка», «Заросль», «Уголок сада осенью», «Конский щавель», «Татарник» и многие другие.
Елена Поленова глубоко изучала фольклор, и эта любовь к народному творчеству ярко отразилась в её иллюстрациях к сказкам.
А в 1884 году вместе со своей подругой П. Д. Антиповой она отправилась в творческое путешествие для этюдов по Волге и Дону, на Кавказ и в Крым. Поездка оказалась успешной, привезённые из неё акварели одобрили не только друзья, но и любимый учитель П. П. Чистяков и даже В. И. Суриков.
Зимой 1884 года Елена Дмитриевна выставила свои этюды на проходящей в Москве Периодической выставке художников, которая принесла ей успех.
По этому поводу она писала брату Василию: «Получила… своего рода перевод в старший класс для самолюбия… Дело в том, что вчера открылась Периодическая выставка, а сегодня мне сообщили, что две мои акварели куплены. Как ты думаешь кем?! Самым большим галерейщиком Третьяковым! Каково!..»
И действительно, некоторые выставленные зимой 1885 года картины Поленовой купил П. М.Третьяков.
Вместе с Е. Г. Мамонтовой Елена Поленова начала создавать в Абрамцеве музей народного искусства, Молодые женщины ездили по деревням, собирая вышивки, образцы ткачества и предметы быта.
Для этой цели они побывали в Ярославской, Владимирской и Ростовской губерниях. Из этих поездок художница привезла не только собственные зарисовки, но и народные сказания.
В 1885 году подруги организовали в Абрамцево столярно-резчицкую мастерскую, которую Елена Поленова возглавляла до 1892 года.
В мастерской бесплатно обучали детей и взрослых местных крестьян традиционным русским ремеслам, в том числе столярному ремеслу, приёмам художественной резьбы. Это давало крестьянским семьям возможность заработать себе на жизнь. Вместе с крестьянами в мастерских работали и «абрамцевские» художники. По рисункам Елены Поленовой и других художников в мастерской изготавливали предметы утвари и мебели. Одна только Елена Дмитриевна в период с 1885 по 1893 год разработала свыше 100 художественных проектов мебели, эскизов для предметов декоративно-прикладного искусства, в том числе рисунков для вышивок, обоев и росписи фарфора.
Мебель по эскизам Елены Дмитриевны Поленовой, все стулья, навесные шкафчики, лавки, полочки и даже буфет зачаровывают красотой орнаментов и пейзажных узоров.
У мастерской было так много заказов, что в Москве был открыт специальный магазин.
А её иллюстрации и в наши дни волнуют не только детские сердца, но и взрослых.
Особенно активно Елена Поленова иллюстрировала сказки из сборника Афанасьева, но не только, было немало сказок, которые она собрала по деревням.
Во время этих походов за ней ходили деревенские дети. И даже помогали художнице. Так текст сказки «Избушка на курьих ножках» по её просьбе записал грамотный крестьянский мальчик, о котором говорили «мастер сказки сказывать».
В глухой северной деревне был записан текст народной сказки «Сынко-Филипко», в которой рассказывалось о мальчике, вырезанном из чурбанчика и оживлённом любовью матери. Чем не вариант северной сказки о Буратино или Пиноккио?
Самые первые иллюстрации к сказкам Елена Дмитриевна сделала в 1886 году и не переставала делать их в течение всей своей последующей жизни.
Иллюстрации, сделанные ею за 12 лет, объединены в большие циклы более двадцати фольклорных произведений, например «Белая уточка» (1886), «Лисичка-сестричка и волк», «Волк и лисица», «Иванушка-дурачок» (все – 1887), Дед Мороз» (1888), «Война грибов» (1889), «Избушка на курьих ножках» (1889).
Елена Дмитриевна писала об иллюстрировании сказок, как о деле большой важности в своём письме к Стасову: «Думаю, что иллюстрировать русские народные сказки — дело большой важности. Я не знаю ни одного детского издания, где бы иллюстрации передавали поэзию и аромат древнерусского склада»
В Абрамцево находится баня-теремок, в которой есть комната — «шкатулка». На стенах этой комнаты иллюстрации Е. Д. Поленовой к «Сказке о Маше и Ване».
Жаль только, что при жизни художницы из 20 проиллюстрированных Поленовой сказок была издана лишь одна — «Война грибов».
В 1893 г. Елена Григорьевна Поленова стала одним из членов-учредителей МТХ. Произведения художницы находятся в Государственной Третьяковской Галерее, в Государственном Русском Музее и других местах.
В 1902 году в Москве и Петербурге и 1925 году в Абрамцеве прошли выставки картин Елены Поленовой.
У Елены Поленовой, как у всякого большого таланта есть ученики и последователи. К таковым себя причисляли И. Билибин, С. Малютин, Г. Нарбут, Д. Митрохин и другие.
Елена Дмитриевна Поленова могла бы ещё многое сделать в искусстве, она собиралась на Всемирную выставку в Париж, где ей предстояло заняться оформлением Русского павильона, но, увы, случилось несчастье. В апреле 1896 года, когда она ехала на извозчике по крутому спуску к Трубной площади, повозка налетела на рельсы конки и перевернулась. Поленова ударилась головой о мостовую. Два года художница боролась с тяжёлыми последствиями травмы, но, увы. 19 ноября 1898 года Елена Поленова скончалась в Москве.
Её брат Василий Поленов так писал об уходе младшей сестры из жизни: «Она неутомимо работала, можно сказать, всю свою жизнь и всё время шла вперёд, и вот, когда талант её развился и окреп, когда полная творческих замыслов, она могла бы дать ещё много высокодаровитого и интересного, жестокая судьба её убивает…»
Творчество Елены Дмитриевны, то высокохудожественное наследство, что она оставила всем нам продолжает волновать и зрителей и художников.
Народный художник РСФСР К. Ф. Юон написал по этому поводу: «Рисунки Елены Дмитриевны Поленовой к русским сказкам — чарующие документы о русских детях и о русской народной душе. Примитивный уклад деревенской жизни недавнего прошлого в них отражён лаконично, правдиво и трогательно. Пушкинская простота и живая образность — их неоценимое достоинство. В них слышится голос русской матери, доброй бабушки и любимой няни. Лишённый стилизации их правдивый язык делает их близкими каждому русскому человеку в той же мере, как поэзию Пушкина или музыку Чайковского».
В наше время картины Елены Дмитриевны Поленовой находятся в Третьяковской галерее, Государственном русском музее, Государственной, Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике В. Д. Поленова и в нескольких других музеях России.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.