Детское воровство относится к так называемым «стыдным» проблемам. Первая реакция родителей – шок, стыд и неловкость. Такое поведение ребенка воспринимается родными, как свидетельство его аморальности. На самом деле, представление о том, что такое «мое» и «чужое» формируется и ребенка только после трех лет. Но при этом даже в 5-6 лет эти границы довольно размыты. И практически каждый ребенок в своей жизни взял что-то чужое без спроса. То есть, это явление распространенное и не стоит сразу записывать ребенка в воры.
Почему ребенок ворует?
Может быть много разных причин.
Если речь идет о ребенке 2-4 лет, то трудно назвать воровством то, что делает малыш. Например, играл игрушкой друга и забрал ее домой. Детям еще трудно понять, что существуют свои и чужие вещи, и чужие надо обязательно отдавать.
Но если речь идет о ребенке 4-6 лет, стоит сказать, что дети в этом возрасте уже понимают, что забирают чужое. Но при этом иногда все равно идут на воровство.
Вот основные причины детского воровства:
•необходимость адаптироваться в коллективе – ребенок пытается завоевать намеченное для себя положение. То есть, он может забрать деньги из дома и купить друзьями сладости, чтобы добавиться их симпатии;
•психологическая неудовлетворенность – если ребенок ворует дорогую для родителей вещь, он, возможно, пытается показать, что ему не хватает внимания и ласки;
•недостаток развития нравственных представлений и воли – если родители мало внимания уделяют обучению ребенка нравственным нормам или, если малыш еще не может полностью себя контролировать;
•подражание друзьям – иногда ребенок ворует, подражая сверстникам или более старшим ребятам. Таким образом, он подтверждает, что достоин дружбы или считает, что раз другие так делают, то это нормально;
•запрет на покупки – если родители не покупают бесполезных (с их точки зрения) вещей для ребенка, но для него они очень важны (киндер-сюрприз или чипсы с фишками).
Прежде всего, необходимо разобраться, почему ребенок ворует. Возможно, он сам еще плохо понимает, что так делать нельзя или так реагирует на проблемы в семье.
Что делать родителям?
Как родители должны поступать, если они узнают о воровстве ребенка? Сначала нужно выяснить, действительно ли существовал факт кражи и виноват ли в этом ребенок. Причем, чтобы добиться откровенности и искренности, нужно находиться на одном уровне с глазами ребенка. Тогда он почувствует себя на равных со взрослым. А после уже принимать меры.
Очень важно:
•не угрожать – ребенок должен чувствовать, что родители всегда на его стороне. Даже, если он поступил плохо;
•не навешивать ярлыков – слова «ты – вор» или что-то подобное приведут к тому, что ребенок будет считать себя ужасным человеком, которого не любят родители (даже если проступок был несущественный);
•не сравнивать – не стоит сравнивать ребенка с другими детьми. Ведь цель родителей не убедить ребенка, что он плохой и не унизить его, а удержать от совершения проступков в будущем;
•не устраивать разборки при свидетелях – разбираться надо наедине. Иначе стресса не избежать;
•не вспоминать постоянно о проступке – после разбирательств не стоит постоянно напоминать ребенку о его прегрешении. Это может укрепить в ребенке веру, что он плохой.
А как воздействовать на ребенка? Конечно, нужно регулярно объяснять, что чужие вещи брать нельзя, что воровство – это плохо. Делать это надо спокойно, без крика. Даже, если ребенок уже совершил кражу.
Кроме того, важно поддержать самооценку ребенка. Надо объяснить, что он столкнулся с серьезным испытанием и не смог его выдержать. Следует дать понять, что через подобный опыт проходят многие. И главное, чтобы ребенок извлек урок и больше так не делал.
Можно наказать ребенка, но наказание должно быть соразмерно проступку. А лучше вместо наказания подсказать, как исправить ситуацию. Например, можно вернуть похищенное, попросить прощения, компенсировать ущерб. Если ребенку очень стыдно, можно попробовать тайно вернуть вещь на место. Очень хорошо, если ребенок совершит какой-то добрый поступок. Например, пожертвует пару своих игрушек нуждающимся детям.
Все это поможет не только осознать свое неправильное поведение, но и будет способствовать тому, что ребенок сохранит самоуважение.
Профилактические меры
А как предотвратить проступок? Мало объяснять и рассказывать, надо правильно действовать.
Вот несколько советов:
•не стоит провоцировать – не нужно оставлять деньги на виду. Ведь ребенок может поддаться соблазну;
•разговаривать о деньгах – ребенок может не знать цены деньгам и реальной стоимости вещей, так как ему не приходилось с этим сталкиваться. Надо показывать ребенку, как зарабатывают деньги (взять на работу, например), рассказывать, на что собираетесь потратить деньги, выделять немного карманных денег. То есть, учить ребенка, как правильно тратить деньги и как их нужно будет зарабатывать;
•не обещать купить что-то, если возможности не будет – если родители точно знают, что не купят игрушку, так как она дорогая и денег нет, то лучше сразу объяснить это малышу;
•направить активность на интересы – спорт, хобби поможет чувствовать себя занятым, нужным и счастливым;
•учить сопереживать – ребенка нужно научить думать о чувствах других людей, ставить себя на их место;
•не бить, не угрожать сдать в полицию – это только ожесточит и озлобит ребенка;
•хвалить за честность – если ребенок признался в своем проступке (не обязательно в краже) нужно похвалить за честность, но объяснить, что он поступил неправильно и надо исправить свое поведение.
Не стоит бурно реагировать на единственный случай воровства. Зачастую достаточно беседы. Но если кражи повторяются, стоит обратиться к психологу.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.