Перед тем, как отправиться на долгожданный отдых в ту или иную страну, многие из нас бороздят просторы обменных пунктов в поисках мелочи – она необходима не только для того, чтобы беспрепятственно посетить платный туалет или же купить стаканчик лимонада, но еще и для того, чтобы можно было давать чаевые обслуживающему персоналу. Однако даже в случае с чаевыми практически в каждой стране существуют свои собственные негласные правила, и для того, чтобы не оказаться в неловком положении, лучше узнать об этих правилах заблаговременно!
Что такое чаевые?
Под чаевыми принято подразумевать денежное вознаграждение, которое дается обслуживающему персоналу сверх выставленного счета. Чаще всего чаевые дают в ресторанах, кафе и прочих заведениях общепита, а также в отелях или таксистам. При этом в одних странах имеются хоть и негласные, но в то же время достаточно строгие правила относительно оставления чаевых (например, в Западной Европе либо США), в других данная статья расходов целиком и полностью оставляется на усмотрение туриста, а в третьих (особенно это касается некоторых азиатских стран) чаевые и вовсе запрещены, так как там их считают тяжким личным оскорблением.
Сколько оставить «на чай»?
Чуть ли не за каждую любезно оказанную услугу чаевые принято оставлять в США – как правило, здесь оставляют 15% от общей суммы счета, однако в некоторых городах данная сумма вполне может возрасти и до 20, и даже до 25 процентов. Стоит отметить, что обслуживающий персонал в некоторых штатах вообще не получает зарплату – заработок этих людей целиком и полностью складывается именно из чаевых, и именно этот факт как бы морально обязывает клиентов давать более щедрые чаевые. Примерно так же обстоят дела с чаевыми и в Канаде.
Тем не менее, наиболее распространенным вариантом чаевых, который встречается в подавляющем большинстве стран, является сумма, равная 10% от общей суммы выставленного клиенту счета. Именно такие чаевые принято оставлять в Чехии, Германии, Великобритании, Израиле, Украине, России, а также в великом множестве иных европейских государств. Практически аналогичным является и размер чаевых в Латинской Америке, вот только там чаевые обычно уже включены в счет!
В подавляющем большинстве азиатских стран какой-либо «стандартный» размер чаевых вообще не установлен, однако обслуживающий персонал всегда будет безмерно счастлив получить что-то сверх счета – именно так происходит в Таиланде, Индонезии, Монголии, Вьетнаме или Индии.
А вот в Китае давать чаевые запрещается законом, правда, некоторые кафе и рестораны все равно рискуют и идут на нарушение закона. Но в большей части китайских заведений этот закон строго соблюдается! Есть и такие страны, где чаевые неизменно будут восприняты в качестве личного оскорбления, и ярчайшим тому примером является гостеприимная Япония – если турист вдруг оставит чаевые, то для того, чтобы их вернуть, обслуживающий персонал может даже пробежать за ним пару-тройку кварталов! И в Австралии тоже очень велик риск столкнуться именно с такой реакцией!
Чаевые в отелях – важные нюансы
В отеле чаевые обычно дают носильщику, помогавшему донести вещи до холла или же прямо до номера, а также официантам в ресторане и горничным или уборщикам. А вот оставлять щедрые чаевые всем служащим подряд однозначно не стоит, ведь чаевые – это способ показать, что вас полностью устроило обслуживание, а никак не благодеяние по порыву души. Однако, если вы получили какую-либо помощь и от других работников отеля (например, вам помогли вызвать такси, отправить факс, решить какую-то проблему и т. д.), то отблагодарить их, конечно же, тоже стоит.
Оставляя чаевые горничной или уборщику, лучше всего класть их на тумбочку или прямо на кровать – в противном случае их просто могут не взять. Однако при этом важно понимать, что чаевые в любом случае не являются гарантией того, что все полотенца и постельное белье в номере будут меняться ежедневно либо по строго установленному графику – отклонения бывают везде, и, если уж очень хочется поскорее получить свежие полотенца, тогда лучше не вешать использованный текстиль обратно на крючки, а аккуратно бросить его на пол: как правило, такой тонкий «намек» понимают всегда и везде, более того, в некоторых отелях именно так и рекомендуют поступать. Так что в любом случае не помешает ознакомиться еще и с правилами отеля.
Что же касается чаевых в ресторане отеля, то там обычно достаточно оставлять персоналу порядка 5 – 8% от общей суммы сделанного заказа. Если же отдых происходит по системе «все включено», то официантов обычно поощряют теми суммами, которые обычно принято давать в качестве чаевых в данной стране. Лучше всего выбрать себе одного и того же, то есть «своего», официанта, и все время прибегать только к его услугам. Получив чаевые единожды, этот официант всегда будет стараться всячески угодить «своему» туристу и как можно лучше его обслуживать!
В целом же оставлять чаевые в отеле или нет – личное дело каждого. Как правило, данное решение всецело зависит от того, насколько быстро и грамотно туриста обслужили. Что касается способа вручения чаевых, то это можно сделать как лично, специально дождавшись нужного работника, так и путем оставления энной суммы на тумбочке или кровати прямо в номере. А можно воспользоваться и еще более оригинальным вариантом – узнать имя работника, после чего положить чаевые в конверт вместе с небольшой записочкой, в которой будут содержаться слова благодарности (в идеале – на родном для человека языке, благо, обилие современных электронных переводчиков сейчас вполне позволяет воплотить данную идею в жизнь!), и оставить этот конверт на ресепшене с соответствующей надписью, например: «Для носильщика Кристиана». И не забывайте о том, что во многих странах чаевые – это основная часть заработка обслуживающего персонала, так что, получая действительно хорошее обслуживание, не стоит скупиться!
В любом случае перед тем, как отправиться в долгожданный отпуск, необходимо более детально выяснить, как именно обстоят дела с чаевыми в той стране, где планируется отдыхать – это поможет избежать возможных неловких ситуаций и не оставить денег там, где их от вас совершенно никто не ждет!
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.