Есть памятные даты в календаре, которые невозможно обойти стороной, ведь связаны они с лучшими сынами своего Отечества. Одним из таких выдающихся людей русской земли является художник Илья Ефимович Репин. Можно не слыть знатоком его творчества, но вряд ли найдется хоть один человек, не знакомый с его картинами.
«Бурлаки на Волге», «Иван Грозный убивает своего сына», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», многочисленные портреты известных людей той эпохи… 29 сентября мы чтим печальную дату: 85 лет со дня его смерти Репина. Каков был его путь к славе и что за личность был великий художник? Предлагаем вместе окунуться в анналы истории.
Невысокий скромный худощавый человек с острой бородкой и вьющимися волосами, смущающийся своей славы – таким он представлялся очевидцам, и ничто не выдавало в нем признанного мастера по работе с кистью и красками.
Репин родился в Харьковской губернии в августе 1844 года в семье бывшего военного. Страстью к художеству «заболел» в детстве в тот момент, когда двоюродный брат принес в их дом краски. Илья Ефимович впоследствии не раз вспоминал тот поворотный момент своей жизни, когда увидел «оживление» бесцветного арбуза в детской азбуке при помощи акварели и кисти. Преображение мира при помощи цвета с тех пор стало тайным желанием мальчика, и единственный вопрос, который волновал детский ум – предусмотрены ли краски … в раю.
Похоже, сама судьба благоволила будущему гению. Не прошло и двух лет с момента начала его обучения в школе топографов, как заведение было упразднено, а 13-летний Репин устроился работать в мастерскую к художнику Бунакову, занимавшемуся росписью икон. Слава о нем как талантливом иконописце и позолотчике распространилась на всю округу, а сам юноша спустя 3 года поступил на работу в кочевую иконописную артель.
Велика вероятность, что о талантливом художнике мировая общественность так и не узнала бы, если бы не опять воля случая. В летние месяцы 1863 года, когда их бригада работала на родине Крамского в Воронежской области, местные жители в разговоре упомянули о своем знаменитом земляке. Мол, семь лет назад не побоялся отправиться учиться в петербургскую Академию художеств, чем и обязан своему успеху. Этой же осенью Репин решил последовать примеру уже знаменитого художника
.
В 1870 году им была создана первая значительная картина «Бурлаки на Волге», тема которой была почерпнута из путешествия по реке. Полотно было высоко оценено международной комиссией (буквально произвело фурор!), а сам автор отныне стал считаться одним из главных персонажей русского реализма. На своих полотнах он изображал не просто «плоские» сюжеты, а воссоздавал разнообразие окружающей его жизни, затрагивал темы, волнующие общественность.
Расцвет творчества Репина пришелся на 80-е гг. ХІХ века, когда им были созданы многочисленные полотна – портреты известных современников, отражения исторических и бытовых сцен. Он стал признанным художником еще при жизни, был отмечен многими наградами, а в 1893 году Репину присвоили звание действительного члена родной Академии Художеств.
Женившись второй раз в 1900 году, мастер последовал за своей супругой и переехал в ее имение Пенаты, что располагались в Куоккале. Там он провел свои последние 30 лет жизни, правда, уже не в таком интенсивном рабочем графике. После 1918 года территории его нового пристанища перешли во владение Финляндии, и известный художник оказался отрезанным от своей родины. Время он коротал за перепиской с друзьями (правда, те свидетельствовали, что его частенько одолевала хандра), написанием мемуаров и творением редких картин, в основу которых легли библейские сюжеты.
Даже проблемы с правой рукой не могли его заставить отказаться от любимого дела: сначала Репину пришлось «переквалифицироваться» в левшу, а когда рука отказывались держать палитру, привязывал ее к шее.
Вопреки многочисленным переговорам, которые велись советскими властями, Репин не пожелал вернуться на родину и окончил свой земной путь в Пенатах в возрасте 84 лет в 1930 году. Спустя 10 лет Куоккала вновь перешла во власть Советского Союза, и позже была переименована в Репино с открытием именного музея в честь художника.
Что такого притягательного в полотнах Ивана Репина? В каждую картину он вкладывал частичку своего сердца, отвергая «акробатику кисти», излишнюю живописность, упор на технику мазков, увлечение красками. Во главу своих творений он ставил правду жизни, близость к народу, сильные переживания, живого человека, а красками предпочитал работать без отрыва от лица натурщика, практически вслепую.
Масштабная личность – таким емким эпитетом можно охарактеризовать великого художника, ведь ему было подвластны не только разнообразные техники и жанры рисования, но и прекрасные педагогические и писательские способности. Его имя связано не только с картинными галереями, где находятся его творения, но и с историей всей русской культуры, историей страны.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.