Сегодня трудно представить себе женщину, не имеющую хотя бы одного флакончика духов или туалетной воды.
И правда: «пойманные» в стеклянные пузырьки ароматы настолько прочно вошли в нашу жизнь, что иная дама не выйдет из дома, пока не окропит себя благоухающей жидкостью. Интересно, как наши прародительницы обходились без этого священнодействия? Стоп! Вы уверены, что духи и туалетная вода – сугубо современное изобретение? Тогда самое время познакомиться с их историей появления на свет.
Сначала определимся с терминологией. В современной истории ароматов существует четкое разграничение понятий. Сегодня под духами (eau de parfum) понимается продукт с максимально возможным содержанием душистых веществ (15-40%). Туалетная вода (eau de toilette) – «облегченные» духи с массовой долей масел не более 4%. Разумеется, в далекие-далекие времена наши предки и понятия не имели о подобных терминах, а приготовленные своими руками благоухающие средства объединяли емким понятием «парфюм».
Первыми, кто преуспел в создании ароматных композиций, стали жители Древнего Египта. Подтверждение тому – найденные артефакты, датируемые 2900 г. до н.э. Прообраз духов представлял собой субстанции из трав, ароматических и эфирных масел, втираемых в кожу. Еще одно применение древнего парфюма – окуривание помещений при ритуальных обрядах, добавление его в лечебные мази и бальзамы.
Жителям античной Греции пришлась по душе идея использования ароматизированных продуктов, они подхватили замысел египтян и усовершенствовали его. Так, с легкой руки греков были созданы первые жидкие духи – ароматные порошки, разбавленные маслом без спирта.
Следующим новатором, перенявшим «эстафетную палочку» в создании парфюмерии, стала арабская культура. Именно в древней Месопотамии был впервые опробован процесс дистилляции – метод, который до сих пор используется при создании духов. Его суть – в извлечении ароматических масел из растений, аромат которых пришелся вам по душе. В качестве сырья использовались не только цветы и травы, но и специи, смолы.
Наблюдая за успехами в области парфюмерии, что демонстрировали греческие и восточные народы, римляне также решили не оставаться в стороне. Они возвели получение ароматов в одну из самых прибыльных статьей дохода государства, поставляя их в Индию, Африку и на Аравийский полуостров. Кстати, идея «запечатывать» запахи в стеклянные флаконы – также изобретение древних римлян. Увы, с упадком их империи эволюция духов и туалетных вод на время застопорилась.
Следующий этап развития, приблизивший тогдашний парфюм к современному виду, пришелся на XIV век, а территориально закрепился в Европе. Венграм первым пришла в голову идея создания духов из смеси душистых масел, воды и алкоголя, которые получили название «венгерская вода». Итальянцы и французы с воодушевлением подхватили разработку коллег, а последние и вовсе вскоре в парфюмерной отрасли добились мирового лидерства. С легкой руки французов большие территории их Отечества отныне задействованы под выращивание сырья для производства ароматов, был придуман одеколон.
Развитие химической отрасли в начале XIX века позволило вывести производство французского парфюма на принципиально новый уровень. Месяц от месяца количество новых ароматов только растет, а баночки с благоухающими жидкостями становятся популярны среди все большего круга обывателей. Доступна подобная роскошь стала благодаря получению синтетических масел, имитирующих натуральные запахи.
Кстати, именно французы во второй половине XIX века пришли в Россию, но уже с мирными целями. В 1884 году они открыли первую фабрику по производству отечественного парфюма, известную ныне как «Новая заря».
Начало XX века оказалось богатым на целую россыпь парфюмеров с мировыми именами, что перевернули создание ароматов с ног на голову: Франсуа Коти, Жан Герлен, Эрнест Дальтрофф. Отныне и навсегда парфюмерия становится своеобразным видом искусства, над развитием которого работают крупные парфюмерные компании, а не кустарные лавочки.
Наиболее знаковыми запахами XX века стали цитрусовый аромат Eau de Fleurs de Cedrat (Guerlain), English Violet (Floris), L’Air du Temps (Nina Ricci), Eau d’Hermes (Hermes), Eau Fraiche (Dior) и др.
Кстати, большинство производителей ароматов сделали ставку на массовое производство туалетных вод, а не духов, что вполне объяснимо. Часто содержимое коробочки с духами обладает очень интенсивным, «тяжелым» запахом, что в условиях повседневности является не совсем уместным. Зато вечерние мероприятия – их время. Туалетные же воды, напротив, имеют легкий аромат, что является идеальным решением на каждый день. Тем не менее, конкуренция между этими двумя гигантами парфюмерной промышленности напрочь отсутствует: они равноправные участники истории — как вчерашней, так и настоящей.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.