В 12-летнем возрасте она пережила смерть матери. Отец бросил девочку-подростка и ее сестер в сиротском приюте. Юность мадемуазель прошла в нищете под строгим надзором монахинь. Пройдя через тысячу испытаний, в числе которых — две мировые войны, тюремное заключение и ранняя смерть большинства близких людей, она превратилась в легенду. Это не сказка, а реальная биография женщины, известной всему миру под именем Коко Шанель. До сих пор многих будоражит вопрос: как удалось этой девочке добиться такого грандиозного успеха – стать всемирно известным модельером?
Когда Габриэль (настоящее имя) Шанель была молода, в Европе огромную роль играло происхождение. Богатство, известность, успех в бизнесе не ставили простых людей на один уровень со знатью. Для того, чтобы получить статус, нужно было как минимум выйти замуж за представителя «высшего света». И конечно, мужчины с титулом не желали брать в жены девушек из низшего сословия без гроша за душой, к числу которых относилась Шанель.
Несмотря на это, Габриель откажется выйти замуж за герцога Вестминстерского, члена королевской семьи и богатейшего жениха Англии. До конца своих дней Коко будет носить гордое звание «Мадемуазель».
У блистательной женщины, гения в мире моды, семейная жизнь не сложилась. Шанель была глубоко несчастна от того, что ей не удалось выйти замуж и родить детей. Мадемуазель утверждала, что такую цену ей пришлось заплатить за свой успех: если бы ей посчастливилось стать женой и матерью, скорее всего, не проявилась бы Коко Шанель во всей своей красе. Она жила работой, в ней черпала силу, вдохновение и радость жизни.
Какие качества личности и какие действия Габриэль стали причиной того, что сирота из монастырского приюта без денег и защиты родных превратилась во всемирно известного дизайнера одежды, совершившего переворот в моде? В чем заключаются ее «секреты» успеха?
1.Не быть равнодушной.
Габриэль испытывала сильный протест по отношению к существовавшей моде. Ей категорически не нравились напыщенные и неудобные наряды дам высшего света. Шанель раздражали многослойные юбки, турнюры, оборки, вычурные украшения. В женской одежде ее времени невозможно было гулять пешком, бегать, заниматься спортом и верховой ездой.
Габриэль возмущало, кроме того, что дамские платья были рассчитаны в основном на полное тело. Не существовало красивой одежды для таких девушек, как она, — худощавых, с маленькой грудью и узкими бедрами.
Шанель считала дурным вкусом и то, что дамы света «увешивали» себя драгоценными камнями. Это выглядело, с ее точки зрения, нескромно и неэтично. Еще Габриель выводили из себя резкие цветочные ароматы, при помощи которых многие француженки пытались скрыть запах немытого тела.
Она не могла подстраиваться под существовавшие в моде порядки, поэтому и решила ввести свои собственные.
2.Целенаправленно стремиться к лучшей жизни.
Интерес к шитью и созданию шедевров моды в Шанель пробудился несколько позже, чем страсть к богатой и благополучной жизни. Габриель раздражало то, что по своему положению она была намного ниже членов знатных семей. У нее не укладывалось в голове, что даже став состоятельной женщиной и законодательницей мод, она долгое время оставалась для сиятельных клиенток всего лишь «портнихой».
В молодости, выполняя заказ по ремонту одежды, она оказалась дома у некоей особы благородных кровей. Шанель откровенно позавидовала образу жизни той дамы: шелковому пеньюару, широкой кровати, чашке кофе на тумбочке рядом.
Габриель очень захотелось попробовать бодрящий напиток «как в той чашке». Пожалуй, для Коко это была первая сильная мотивация к тому, чтобы заработать деньги. Ради того, чтобы вырваться из нищеты, она работала ночами.
3.Не согласиться, что у вас «нет таланта».
Шанель не сразу поняла, что ее призвание – это моделирование одежды. В приюте, где росла Габриель, монашки обучали воспитанниц шитью. Юная Шанель ненавидела эти занятия. Швы у нее получались неровно, иголка выпадала из рук. Преподавательницы категорично заявляли, что «у девочки нет способностей».
Но желание изменить моду делало свое дело. Шанель начинала с ремонта одежды. Она долго не могла взяться за такое ответственное дело, как шитье.
Талант Мадемуазель открылся, когда она сшила шляпу для себя, простую, без изысков, удобную для прогулок на природе. Подруги ее любовника Этьена Бальсана, в числе которых были и кокотки, и дамы высшего света, захотели иметь такие же. Постепенно все они надели головные уборы, изготовленные Шанель. Габриель дарила их женщинам безвозмездно, хотя ей самой приходилось тратиться на ткань и материалы. Шанель огорчало, что дамы, получившие от нее шляпки, украшали их цветами, лентами, брошами. Ведь шик головных уборов ее авторства заключался в стильной форме и отсутствии декоративных элементов.
Освоив искусство шляпницы, Габриель быстро перешла к моделированию одежды, пользуясь при этом услугами швеи. Главным инструментом Мадемуазель стали ножницы, с помощью которых она «отсекала от ткани все лишнее».
Когда у Габриель появилась возможность, она продемонстрировала свои таланты публике. Шанель начала бизнес с мастерской по изготовлению шляп. Клиенток она приглашала в квартиру, принадлежавшей Бальсану. Очень скоро при содействии нового возлюбленного Артура Кейпела открыла ателье в курортном городе Довиле. И наконец, дом моделей Шанель заработал в центре Парижа на рю Камбон.
4. Не отступать – быть упрямой!
Когда Шанель ставила перед собой цель, ее уже ничто не могло остановить. Показательны в этом смысле такие ситуации из ее жизни:
1.Она убедила свою молодую тетю и по совместительству лучшую подругу Адриенну бежать вместе из сиротского приюта в Обазине. «Возмутительный» поступок девушки совершили за два года до предполагаемого выпуска. Их обеих родственники быстро поместили в другой приют – в Мулене. Однако главная цель побега была достигнута: Адриенну не выдали замуж за нелюбимого ею Поля – перезрелого, но обеспеченного мужчину, который понравился отцу.
2.В начале карьеры Шанель мечтала стать певицей. Поражает решительность, с которой она ворвалась к директору кабаре «Ротонда» в Мулене и настояла, чтобы тот заключил с ней контракт. Позже, как признавалась Шанель, она еще не раз воспользуется «нахальной» манерой вести разговор, чтобы отстоять свои интересы. Конечно, в тот раз юной Габриель помогла поддержка мужчин, постоянных посетителей бара. Они хорошо знали ее и Адриенну, а потому громко аплодировали и платили щедрые чаевые.
Шанель исполняла на сцене песни «Ко-ко-ри-ко» и «Кто видел Коко у Трокадеро?». Оттуда и закрепилось за ней на всю жизнь незамысловатое прозвище «Коко». Позже Габриель и Адриенна пытались найти работу в качестве артисток в курортном городе Виши, но директора увеселительных заведений отвергли их.
3.Мадемуазель Шанель в стремлении сделать моду удобной, элегантной и практичной не уступала требованиям клиенток «приукрасить» наряд. Так например, когда баронесса Диана де Ротшильд предложила добавить к ее платью украшений, Коко резко ответила, что за «побрякушками» следует отправляться к Полю Пуаре. А ведь как раз с этим дизайнером сиятельная клиентка рассорилась перед тем, как явиться к Шанель. Баронесса, привыкшая к тому, чтобы ей во всем потакали, неожиданно стала приверженцем стиля Коко. Она не только заказывала ей туалеты на крупные суммы, но и приводила к Габриель членов семьи и других дам из высшего света. Благодаря Ротшильд, бизнес Шанель нарастил обороты в несколько раз.
4.В возрасте 71 года Коко вновь открыла дом моделей Шанель, закрытый 14-ю годами ранее. Удивительно, но эту ее «авантюру» спонсировали братья Вертхаймеры, бывшие бизнес-партнеры, которых Коко длительное время считала чуть ли не врагами.
Очень тяжело для Шанель было пережить то, что ее первый после длительного перерыва показ мод провалился. Критики сочли коллекцию «вчерашним веком». Габриель, униженная, покинула зал. Клиентки не пошли в ее дом моделей. Однако «старушка» Шанель не сдалась и в этом отчаянном положении. Вертхаймеры уговорили инвесторов поверить в нее. Пожилая Коко сцепила зубы и безотлагательно взялась за разработку новой коллекции, которая в итоге вернет ей успех.
5.Стремиться к независимости
В начале карьеры Шанель пользовалась финансовой поддержкой мужчин: ей нужно было с чего-то начинать. Деньги на открытие ателье в Довиле Коко дал ее возлюбленный Артур Кейпел. Однако Мадемуазель согласилась взять их только в долг.
Из-за того, что Шанель имела слабое представление о ведении бизнеса и учете денежных средств, она попала в неловкую ситуацию. Думая, что тратит собственные доходы от ателье, она расходовала средства со ссудного счета Кейпела, открытого под залог драгоценностей. Узнав об этом, Шанель почувствовала себя униженной. Но этот случай многому научил ее. На следующий день после получения неприятной новости Коко буквально «вгрызлась» в бухгалтерию. Она распорядилась, чтобы ни один франк не тратился без ее контроля. Через некоторое время Шанель полностью вернула Кейпелу долг, прибавив к нему щедрые проценты.
Несмотря на то, что они были в близких отношениях и Артур был готов давать ей деньги безвозмездно, Шанель предпочла иметь «собственный кошелек».
Такое же сильное стремление к независимости Коко продемонстрирует 20 лет спустя, когда за ней начнет ухаживать герцог Вестминстерский. Он отправлял Габриель роскошные подарки: ювелирные украшения, деликатесные продукты, цветы. Ко всеобщему изумлению и в нарушение всех правил, Шанель посылал богатому ухажеру ответные подарки, соответствующие по стоимости. Так она показывала, что ее невозможно «купить».
6.Делать не так, как другие.
Кроме нарядов для активного образа жизни, Коко придумала стильную бижутерию. Мадемуазель считала, что фамильные драгоценности должны лежать в сейфе: они ни капельки не украшают женщин. Шанель предложила рынку элегантные подвески, серьги, браслеты из недрагоценных металлов. Они прекрасно дополняли наряды ее авторства. Кроме того, Коко занималась изготовлением украшений-трансформеров: изящная диадема легко перестраивалась в колье, а затем и в браслет.
Еще одним «не как у всех» от Коко стали ее знаменитые на весь мир духи «Шанель №5». Габриель щедро спонсировала изготовление парфюмерии на основе альдегидов ученым Эрнестом Бо. Шанель требовала, чтобы по ее заказу были сделаны такие духи, которые тонким запахом «увлекали бы за собой». Около 20 ароматов ученый принес на пробу. Коко выбрала композицию под номером 5. Она так и назвала свои духи «Шанель №5». Флакон был выбран самый простой: акцент делался на ценности содержимого, а не тары. Именно тогда впервые появился фирменный знак «Шанель» из двух переплетенных букв «С».
В США быстро подхватили моду, предложенную Габриель. Режиссер Сэмюэль Голдвин предложил Коко контракт: миллион долларов за то, что она два раза в год приезжала и «одевала» актрис. Приехав в Америку, Шанель обнаружила, что тамошние портные-ремесленники копируют ее модели. Но когда Габриель намекнули, что производители одежды «обворовывают» ее, она и бровью не повела. Ведь, на самом деле, сбылась ее мечта: мода с подиумов перешла в повседневную жизнь.
7.В работе находить спасение от личных драм.
Шанель пришлось пережить их много: нежелательная беременность от Бальсана и аборт, последующая потеря ребенка от любимого мужчины Артура Кейпела, бесплодие… Несчастья преследовали Габриель на протяжении всей жизни. Кейпел женился на другой женщине из-за ее знатного происхождения. Именно та родила от него ребенка. Вскоре после этого Артур погиб в автокатастрофе, и Шанель с трудом уговорила себя «жить дальше».
Почти все дорогие ее сердцу люди «уходили» рано. В молодости Габриель похоронила родных сестер Джулию и Антуанетту. Вскоре после этого оставили земной мир близкие ее друзья — Стравинский и Дягилев. От приступа диабета умер последний возлюбленный Поль Ириб.
Коко пережила две мировые войны, пленение фашистами ее племянника, тюремное заключение. После каждого трагического события Шанель с головой погружалась в дела.
8.Не только брать, но и отдавать.
Став богатой, Шанель стала активно заниматься благотворительностью. Она пожертвовала 300 тыс. франков Сергею Павловичу Дягилеву, чтобы тот мог организовать постановку балета Стравинского «Весна Священная». Габриель помогала и другим деятелям искусства, в числе которых — стихотворцы Реверди и Кокто.
Нередко Мадемуазель готовила на добровольной основе костюмы для актеров театра. Это не приносило финансовой выгоды. Но постоянное сотрудничество с деятелями искусства поднимало Шанель на недосягаемые высоты в мире моды. К ней шел поток знатных и состоятельных клиенток.
Эти секреты успеха звучат незамысловато, но за ними кроется жизненный опыт женщины, прошедшей много испытаний. Еще долго весь мир будет цитировать афоризм ее авторства: «Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать!». Эти слова Габриель особенно хорошо показывают, что она не была «идеальной леди». Причинами успеха великой Коко были ее неиссякаемая энергия и чувство юмора!
Статья подготовлена с использованием материалов книг Гидель А. «Коко Шанель», Павлишева Н. П. «Коко Шанель. Жизнь, рассказанная ей самой».
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.