Большая часть человечества знает Феликса Мендельсона, благодаря вальсу, который звучит во время свадебных церемоний.
Это, конечно прекрасно! Но в то же время грустно… Потому что Мендельсон за свою короткую, но яркую, насыщенную событиями и вдохновенным трудом жизнь написал немало великолепных музыкальных произведений, которые способны развить и возвысить духовный мир практически любого человека.
Родился Якоб Людвиг Феликс Мендельсон 3 февраля 1809 года в Гамбурге, в семье банкира Авраама Мендельсона, который был не только богатым, но и просвещённым человеком, тонким ценителем искусства.
Дед мальчика – Мозес или Моисей Мендельсон был знаменитым еврейским философом, основателем движения «еврейского Просвещения» – Хаскала и немецким просветителем, призывающим к веротерпимости.
В 1811 году Мендельсоны, желая дать своим детям самое лучшее европейское образование, перебрались в Берлин.
Старшая сестра Феликса Фани так же была щедро одарена от природы музыкальным талантом. Повзрослев, она стала известной пианисткой и даже писала небольшие любительские пьесы. К сожалению, отец, несмотря на всю свою просвещённость, всё-таки считал, что музыкальная деятельность неподходящее занятие для молодой девушки. Увы! Возможно, мир потерял в лице Фани ещё одного гения.
В доме Мендельсонов часто бывали знаменитые люди того времени, например, известный философ Фридрих Гегель, крупный композитор того времени и музыкальный педагог Карл Цельтер.
Родители будущего композитора пытались отказаться от религии своих предков. Семья Мендельсонов в 1816 году перешла в лютеранскую веру и взяла вторую фамилию — Бартольди. Поэтому их дети не обучались в церковно-приходской школе, и, получив крещение уже во взрослом возрасте, стали прихожанами лютеранской церкви.
Феликс предпочёл сохранить двойную фамилию. Но мир всё-таки знает его не как Бартольди, а как Мендельсона.
Фани выйдя замуж, стала носить фамилию Гензельт
Первой учительницей Феликса Мендельсона стала его мать, которая ещё в раннем детстве обратила внимание на способности сына к музыке.
Мендельсон изучал литературу, живопись, языки, математику.
Уроки игры на фортепиано начались в шесть лет, а в семь лет он уехал для обучения у Мари Биго в Париж. Позднее мама отвела Феликса учиться к знаменитому композитору и пианисту Людвигу Бергеру.
Мендельсон занимался по фортепиано у Бергера с 1777 по 1839 год, в это же время он изучал теоретические предметы и композиции у главы берлинской Певческой академии Карла Фридриха Цельтера. Учился Мендельсон так же игре на альте, который потом стал одним из его самых любимых инструментов.
Уже в 1820 году юный композитор написал свои первые музыкальные произведения, в том числе несколько крупных партитур – сонат, концертов, симфоний для струнного оркестра, фортепианных квартетов, зингшпилей.
Современники, разбирающиеся в музыке, удивлялись его профессиональным владением композиторским ремеслом, техникой контрапункта.
В десятилетнем возрасте Мендельсон сумел просто очаровать публику, присутствующую на его частном концерте.
Мендельсон много путешествовал. А в 11 лет он поступил учиться в Певческую Берлинскую Академию, руководителем которой был Карл Фридрих. В 1821 году Цельтер познакомил Мендельсона с Гёте, и поэт с одобрением отнёсся к таланту 12-летнего музыканта. Примерно в это же время Феликс прочитал драмы Шекспира в переводах Августа Вильгельма Шлегеля, которые захватили воображение юного композитора.
Позднее Мендельсон познакомился с Вебером, приехавшим в Берлин на постановку своей оперы «Вольный стрелок».
Уже в этом возрасте Мендельсон вёл большую концертную деятельность, выступая не только как пианист, но и как дирижёр.
В 1822 году, когда Феликсу исполнилось 13 лет, был опубликован первый сборник его сочинений.
А в 15 лет Мендельсон написал Симфонию № 1 для оркестра в до миноре, ещё через год появился его октет ми-бемоль мажор.
Это произведение и увертюра к произведению Шекспира «Сон в летнюю ночь» стали самыми знаменитыми работами Мендельсона и уже говорили о его гениальности.
В 1824 году Мендельсон стал брать уроки у композитора и пианиста Игнаца Мошелеса, который говорил, что скорее он учится у юного композитора, чем тот у него. Эти занятия сделали двух творческих людей друзьями на всю жизнь.
В 1825 году отец повёз Феликса в Париж, чтобы показать его ректору Парижской консерватории. Музыкальные способности юноши были высоко оценены тогдашними парижскими мэтрами.
Несмотря на то, что сам Феликс не пришёл в восторг от французской музыкальной школы, он сумел взять от неё всё самое лучшее и завести полезные знакомства в парижских кругах.
В мае того же года после путешествий семья Мендельсонов вернулась в Берлин, где поселилась в просторном старинном доме на Leipziger Straße 3. В доме был большой музыкальный зал. Субботние концерты в доме Мендельсонов, на которые приходило много зрителей, стали традицией.
Мендельсон снова встретился с Гёте. Затем в доме писателя был исполнен посвящённый ему Фортепианный квартет Мендельсона. На стихи Гёте, прославляющие весну, Феликс написал кантату «Первая Вальпургиева ночь».
Написанный в этом же 1825 году струнный Октет, был признан современниками шедевром.
А появившаяся в следующем 1826 увертюра «Сон в летнюю ночь», оказала влияние не только на всю жизнь Мендельсона, но и мировую музыкальную культуру.
В августе этого же года Феликс закончил свою двухактную оперу «Свадьба Камачо» по одному из эпизодов «Дон Кихота» Сервантеса. В 1827 году состоялась первая постановка «Свадьбы Камачо». Оркестром руководил Гаспаре Спонтини. Зрители приняли оперу благосклонно, но её второе представление сорвалось из-за закулисных интриг.
К сожалению, Мендельсон настолько этим огорчился, что в дальнейшем не написал больше ни одной оперы, посвятив себя сочинению инструментальной музыки и ораторий.
Феликс поступил в Берлинский университет, где слушал лекции Фридриха Гегеля.
Мендельсон активно интересовался музыкой Баха, которого в его время подзабыли.
Бабушка Феликса ещё в 1823 году подарила ему копию манускрипта «Страстей по Матфею».
Хоровые сочинения Баха в качестве учебного материала давал Мендельсону для работы Цельтер.
И вот в 1829 году совместно с певцом и режиссёром Эдуардом Девриентом Мендельсон решил дирижировать «Страсти по Матфею», убрав часть арий, хоралов и речитативов, чтобы исполнение не заняло слишком много времени. Партию Иисуса исполнил Девриент.
Исполнение имело такой большой успех, что Мендельсон исполнил «Страсти по Матфею» ещё в двух ближайших концертах.
Продолжение следует
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.