22 октября родилась Сара Бернар или «Божественная Сара»

22 октября родилась Сара Бернар или «Божественная Сара»

«Мадам! Вы были очаровательны в своём величии. Вы взволновали меня, старого бойца, до такой степени, что в одном месте, когда растроганные и очарованные зрители Вам аплодировали, я заплакал. Дарю Вам эти слёзы, которые Вы исторгли из моей груди, и преклоняюсь перед Вами». (Виктор Гюго в письме после премьеры «Эрнани» состоявшейся 21 ноября 1877 года, где Бернар играла донью Соль).

Французскую актрису Сару Бернар в начале XX века называли «самой знаменитой актрисой за всю историю». За великолепно сыгранные ею серьёзные драматические роли, актрису величали – «Божественная Сара».

Но талантливый человек талантлив во всём, в том числе и в любви. Некоторые биографы говорят, что у Казановы было в 10 раз меньше сексуальных связей, чем у Сары Бернар…

Сара Бернар родилась 22 октября 1844 года в Париже. Её мать Юдифь приехала из Германии или Голландии и была куртизанкой, её посещали Дюма (отец и сын), Россини и герцог де Морни. В 16 лет Юдифь родила девочку.

Имя отца под сомнением. Возможно, это был офицер французского флота Поль Морель или молодой адвокат Эдуард Бернар. Большинство биографов склоняются в пользу Мореля.

Юдифь, благодаря своей внешней привлекательности имела множество богатых любовников, которые обеспечивали ей безбедное существование. Дочь она отправила в Англию, где та жила с няней.

Скорее всего, Сара оставалась бы там до своего совершеннолетия, но однажды няня оставила её одну с мужем-инвалидом. Девочка, выбравшись из своего кресла, подошла слишком близко к камину и её платье загорелось. Спасли Сару соседи.

Юдифь в это время путешествовала с одним из своих любовников по Европе. Узнав о несчастном случае с дочерью, она приехала в Англию и забрала Сару в Париж. Но вскоре снова оставила её на попечение другой няньки, которая жила в довольно мрачном доме. Девочка похудела и замкнулась в себе.

Однажды с ней случился припадок, она упала с рук няньки и сломала себе руку и ногу. Только после этого мать забрала её к себе.

Сначала мать наняла ей учительницу, потом её отдали в привилегированную частную школу Мадам Фрессард, где она провела два года. Во время пребывания в школе Сара впервые приняла участие в спектаклях.

Сара долгое время оставалась очень болезненной и мать по совету близких родственников и друзей, решила, побыстрей выдать Сару замуж. Но девочка устремила взор к небесам и сказала, что она отдана Богу и её участь – монашеские одежды.

После этого её, по совету герцога де Морни, отдают в Парижскую Консерваторию, где Сара училась в драматических классах у Прово и Сансона. Но главным учителем Сары становится Александр Дюма-отец, он учит её, как создавать характеры с помощью жестов и голоса.

В 1862 году она окончила обучение и по рекомендации Дюма-отца и герцога де Морни получила ангажемент в «Комеди Франсез». 1 сентября этого же года состоялся дебют Бернар на прославленной сцене в роли Ифигении – «Ифигения в Авлиде» Расина.

Франсиск Сарсе писал об этом событии в «Опиньон насьональ»: «Мадемуазель Бернар, дебютировавшая вчера в «Ифигении», – высокая, стройная девушка приятной наружности, особенно красива у нее верхняя часть лица. Держится она хорошо и обладает безупречной дикцией».

Но вскоре после того как в припадке гнева ударила другую актрису, Сара ушла из «Комеди Франсез».

Она получила ангажемент в театре «Жимназ», где сумела раскрыть свой выдающийся талант драматической актрисы, но внезапно покинула Париж и совершила путешествие по Испании.


22 октября родилась Сара Бернар или «Божественная Сара»

За четыре года после ухода из театра Сара сменила несколько любовников. Ее первым известным любовником был граф де Кератри. Но впервые по-настоящему влюбилась она в принца Анри де Линя и 22 декабря 1864 года родила от него сына Мориса. Позднее де Линь предложил Морису признать его и дать своё имя, но тот отказался.

Чтобы иметь средства для существования и воспитания сына, Сара устраивается в театр Одеон, второй по значимости из парижских театров того времени.

Успех приходит к ней не сразу. Он играет Корделию в Короле Лире, где её замечает критика, затем успешно справляется с ролью в пьесе «Kean» Дюма-отца. Настоящий успех пришёл к ней в 1869 году после роли менестреля Занетто в «Прохожем» Франсуа Копе.

Во время войны 1870 года, Сара Бернар со своей семьёй осталась в осаждённом Париже, устроила в театре «Одеон» госпиталь и полностью посвятила себя раненым.

В 1872 году Сара сыграла Королеву в «Рюи Блазе» Виктора Гюго, эта роль стала для неё триумфальной. Виктор Гюго кричал – «Спасибо, спасибо» и после спектакля целовал ей руки.

22 августа она с огромным успехом сыграла роль Андромахи. Её партнер и возлюбленный Муне-Сюлли очаровывал зрителей в роли Ореста.

Затем Сара с ещё большим успехом сыграла Федру и Арисию. Критики писали: «Кто не видел и не слышал Сару в Арисии и Муне-Сюлли в Ипполите, тот не знает, что такое гений, молодость и красота!»

В 1875 году на тихой зелёной авеню де Вилье Сара Бернар построила себе особняк, архитектором, которого был Феликс Эскалье, а стены и потолки расписывали многие художники и скульпторы, они же украшали лестницу и зимний сад.


22 октября родилась Сара Бернар или «Божественная Сара»

В это время Сара Бернар увлеклась скульптурой. Она делала успехи, даже Адольф де Ротшильд заказал ей свой бюст. Вскоре её мастерская превратилась в салон, где собирались многие талантливые люди того времени.

Занималась Бернар и живописью: «Я немного умела рисовать, и мне особенно удавался цвет. Для начала я сделала две-три небольшие картины, а затем написала портрет моей дорогой Герар».

Во время парижской выставки 1878 года Бернар ежедневно поднималась в воздух в привязанном аэростате учёного Жиффара, а затем вместе с ним совершила воздушное путешествие. После этого полёта на высоте 2600 метров от земли Сара написала новеллу «Среди облаков».


22 октября родилась Сара Бернар или «Божественная Сара»

В 1881 году Сара в Париже познакомилась с 26-летним красавцем Жаком, советником греческой миссии. В момент их знакомства Сара неожиданно так растерялась, что даже разрешила ему курить в своём присутствии, чего не разрешала никому. В течение нескольких месяцев он был её мужем. Больше в брак Бернар не вступала.

Бернар совершила гастрольные поездки в Бельгию, Нидерланды, потом в Данию и Норвегию, через Польшу в Вену, Будапешт, Румынию, в Яссы, и пребыла в Одессу.

В России Бернар была в 1881, 1892, 1908-09 годах в стенах Михайловского театра и в провинции. Театральную Россию Бернар покорила ролями «Федра» Расина, «Орлеанская дева» Барбье и «Клеопатра» Сарду.

С ней были постоянная наперсница мадам Герар по прозвищу Сударушка, камеристка Фелиси и лакей Клод, которые очень любили и были преданы ей всю жизнь.

Английская актриса Патрик Кэмпбелл писала в своих мемуарах: «Мир знает о её гениальности и её огромном мужестве; но далеко не всем известно, с каким вниманием она относится к своим друзьям, сколько любви к ним таится в глубине её сердца…»

Работая в театрах «Комеди Франсез», «Жимниз», «Порт-Сен-Мартен», «Одеон», Сара Бернар мечтала о своём театре. В 1893 году она приобрела театр «Ренессанс», а в 1898 году – театр на площади Шатле, получивший название «Театра Сары Бернар».

Во время гастролей 1905 года в Рио-де-Жанейро Сара Бернар повредила правую ногу, которую в 1915 году ей ампутировали. Тем не менее, Сара Бернар не покинула сцену.

Бернар была первой выдающейся актрисой, появившейся на экране. В 1911 году она снялась в фильмах Королева Елизавета и Дама с камелиями.

В годы Первой мировой войны Сара Бернар выступала на фронте. В 1914 году была награждена орденом Почётного легиона.

К сожалению, Сару Бернар преследовали постоянные денежные затруднения и как следствие – кредиторы.

Сара Бернар была очень преданной матерью, и работала до последнего дня, чтобы покрыть расходы своего сына не только завсегдатая Жокейского клуба, но и игорных домов.

Последний раз она вышла на сцену в 1922 году в Славе М. Ростана.

Скончалась великая актриса 26 марта 1923 года в Париже в возрасте 78 лет. Похоронена на кладбище Пер-Лашез.

Когда она умирала, то последним её распоряжением было выбрать шестерых самых красивых молодых актёров, которые понесут её гроб. Почти весь Париж пришёл на её похороны. Десятки тысяч парижан через весь город – от бульвара Мальзерб до кладбища Пер-Лашез шли за гробом из розового дерева. Последний путь Сары Бернар был усыпан её любимыми цветами – камелиями.

Сара Бернар была демонстративно яркой, экстравагантной, шокирующей. И её характер и манера одеваться многим казались вызывающими.

Эрнесто Росси писал, что «Сара Бернар совершенно не похожа ни на одну актрису прошлого или настоящего. Это абсолютно новый тип художника, странный, если угодно, но, тем не менее, новый. Всё в её творчестве и даже в личной жизни поражает эксцентричностью».

Американский писатель Генри Джеймс назвал её «гением саморекламы, воплощением женского успеха».

В неё были влюблены тысячи мужчин, в их числе был даже Зигмунд Фрейд.

И сама она много любила, даже в пожилом возрасте, она имела множество любовных связей, и называла себя одной из «великих любовниц мира».

В 66 лет во время длительных гастролей по США Сара познакомилась с американцем голландского происхождения Лу Теллегеном, который был младше ее на 35 лет. Их отношения длились четыре года. А в старости Теллеген назвал это время лучшим в своей жизни.

В 1907 году Сара Бернар написала автобиографическую книгу «Моя двойная жизнь», но многого в ней не договорила…

И, наверное, лучше В. Гюго сказать о феноменальной Саре невозможно: «Это больше чем актриса, это женщина…». Великая женщина.


Исходная статья

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.